Перспективы возникновения рынка потребительских роботизированных транспортных средств

Перспективы возникновения рынка потребительских роботизированных транспортных средств

Выпуск 15(6739) от 05 августа 2021 г.
РУБРИКА: АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

Сегодня развитие перспективных систем помощи водителю (ADAS) привело к выходу на рынок автомобилей уровней автоматизации 2+ и 2++. Это высококлассные, дорогие машины, комплектация которых в основном предлагает автоматический режим под контролем человека, что достигается с помощью измерительного и вычислительного оборудования стоимостью несколько тысяч долларов. Большим шагом вперед был бы скачок на недостижимый ранее третий уровень автоматизации, означающий, что водитель может отвлечься от вождения, в то же время имея возможность быстро вернуть себе контроль над автомобилем. Но, учитывая текущие цены на оборудование ADAS, к переходу на уровень 3 отрасль еще не готова.

Современный рынок ADAS характеризуется тем, что при средней цене автомобиля в 30 тыс. долл. средние расходы на ADAS составляют 300 долл., достигая 3 тыс. на престижных автомобилях класса люкс. Согласно отчету «Средства распознавания и вычислений перспективных систем помощи водителю» (Sensing and Computing for ADAS 2020) группы Yole Développement (Лион, Франция), в 2020 г. общий объем продаж систем ADAS составил 8,7 млрд долл. При этом среднегодовой темп прироста продаж в сложных процентах (CAGR) за период 2017–2020 гг. составил 20,8 %. Тем не менее в текущем 2021 г. настоящая автоматизация, при которой водителю не приходилось бы следить за дорогой, доступна только на роботизированных транспортных средствах.

Специалисты Yole Développement уже представили несколько исследований тенденций в области роботизированных транспортных средств. Совсем недавно они выпустили специальный анализ тенденций развития рынка роботизированных транспортных средств (см. рисунок).



Источник: Yole Developpement

* Предполагаемое появление полностью автономных роботизированных автомобилей типа Waymo по доступным для потребителя ценам от 75 до 100 тыс. долл. может привести к изменению восприятия понятия роботизированных машин в целом.

Тенденции рынка роботизированных транспортных средств


В настоящее время роботизированные транспортные средства предназначены для полностью автономных операций (без контроля со стороны человека). С самого начала они разрабатывались для использования в рамках сценариев «мобильность-как-услуга» (MaaS — mobility-as-a-service) или «доставка-как-услуга» (DaaS — delivery-as-a-service). При этих подходах к роботизированному транспортному средству стоимость его модернизации может быть довольно высокой. Yole Développement, например, считает, что легковые и грузовые автомобили Waymo оснащены сенсорным оборудованием стоимостью от 60 до 80 тыс. долл., а наращивание вычислительной мощности удвоит эту цифру. В 2020 г. представители российской группы «Яндекс» (конкурента Waymo), осуществляющей деятельность в Москве, Тель-Авиве (Израиль) и Анн-Арборе (США), заявили, что разработанный компанией робот Prius стоит «всего» 100 тыс. долл.

Учитывая высокую стоимость автомобилей, рынок роботизированных транспортных средств должен стать очень значимым для высокотехнологичных поставщиков, поскольку первые признаки развертывания автопарка теперь очевидны. Так, Waymo открыла завод в штате Мичиган, способный выпускать 10 тыс. автомобилей в год. Одновременно активно идут процессы консолидации: Amazon приобрела Zoox, Cruise приобрела Voyage, а Aurora слилась с Uber ATG. Многочисленные стартапы, специализирующиеся на автономных грузовиках, такие как Tu Simple, Plus и Embark, начали пилотные операции вместе с Waymo-Via и Aurora. Несмотря на то что ADAS и роботизированные транспортные средства становятся осязаемыми рынками, появляется третий путь: рынок потребительских автономных транспортных средств.

Недавно компания Tesla выпустила микросхемы и бортовые компьютеры для полностью автономного движения (full self-driving, FSD), за которыми последовала презентация микросхемы EyeQ5 корпорации Intel Mobileye, а также аппаратного и программного стека для роботизированных автомобилей. Обе компании открыто обсуждают потребительские роботизированные системы, причем представители Intel Mobileye, в частности, обещают, что к 2025 г. стоимость комплекта датчиков и вычислительных средств может снизится до 15 тыс. долл. Того, о чем идет речь, сейчас еще не существует. Шумиха также связана с проектом Titan от Apple. Этот гипотетический рынок можно охарактеризовать как автомобили стоимостью от 75 до 100 тыс. долл. с возможностями полной автономии – что-то наподобие роботизированного автомобиля Waymo по доступным для потребителя ценам.

Многие наблюдатели считают, что потребительские роботизированные автомобили – это слишком смелый шаг. Сегодня оборудование стоимостью 30 тыс. долл. позволяет достичь скорости от 8 до 16 км/ч (Easymile или Navya Shuttle). Но для беспрепятственного автономного движения по дороге эталоном остается модернизация автомобиля Waymo за 150 тыс. долл. Говоря о дальнейшем развитии данного рынка, специалисты часто ссылаются на опыт рынка смартфонов. Когда Apple вышла на этот рынок, им приходилось предлагать свою продукцию бесплатно по подписке. В 2021 г. потребители будут платить за новый смартфон в среднем 400 долл., что в три раза больше, чем они были готовы платить 10 лет назад. Единственный способ материализации потребительского рынка роботизированных автомобилей – это реализация аналогичного сценария для автомобилестроения. Потребительские роботизированные автомобили – сложный случай, но он может стать сдвигом парадигмы, способным объединить тенденции в сферах ADAS и робоавтомобилей в период до 2030 г.


Cambou Pierre. The Upcoming Consumer Autonomous Vehicles (AV) Market is More Than a Bold Shift. I-Micronews, March 1, 2021: https://www.i-micronews.com/the-upcoming-consumer-autonomous-vehicles-av-market-is-more-than-a-bold-shift/


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.
Выпуск 23(6747) от 25 ноября 2021 г. г.
Выпуск 18(6742) от 16 сентября 2021 г. г.
Выпуск 17(6741) от 02 сентября 2021 г. г.