Изменение роли автомобильного ПО

Изменение роли автомобильного ПО

Выпуск 13(6737) от 08 июля 2021 г.
РУБРИКА: АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

Автомобили быстро становятся программно-управляемыми объектами, и это начинает менять технологии, бизнес-модели и даже саму структуру автомобильной промышленности. Аналогичные изменения произошли и в других отраслях. Для автомобильной промышленности пришло время столкнуться с переменами и потрясениями.

Определение «программно-управляемый» означает, что большая часть функциональных возможностей автомобиля теперь реализуется программными приложениями, которые работают на требующихся процессорах, схемах памяти и датчиках. Кроме того, большая часть функциональных возможностей определяется тем, насколько хорошо человеко-машинный интерфейс реализован в ПО. Также ожидается расширение возможностей ПО для более продвинутых функций перспективных систем помощи водителю (ADAS) и автономных транспортных средств. Для всего ПО потребуются усовершенствованные системы подключенных автомобилей, пригодные для удаленных (радио-) обновлений, средства обеспечения кибербезопасности, сбора данных и информационно-развлекательные системы для пассажиров.

В целом используются две категории ПО: встроенное в автомобили клиентское ПО и платформы «ПО-как-услуга» (SaaS), которые предоставляются через облачные программные платформы. Сейчас в автомобильной промышленности доминируют программные клиентские платформы, но в будущем гораздо более важную роль будут играть платформы SaaS, находящиеся сейчас на подъеме.

Приводимая таблица представляет собой сводку прогнозов специалистов еженедельника EE Times относительно того, как автомобильное ПО изменится в следующем десятилетии. Для наглядности демонстрации эволюции и перспектив развития приводятся сводные данные за три периода: 2010‑е, настоящее время и прогноз на 2030‑е гг. Содержание таблицы поясняется ниже для каждой категории игроков.


Таблица

Меняющаяся роль автомобильного программного обеспечения

Игроки

2010‑е гг.

2020‑е гг. (оценка)

2030‑е годы (прогноз)

Разработчики ПО

Главный источник затрат – ​новые платформы ПО. Главный источник прибыли – ​программная платформа. Обслуживание ПО – ​выгодно.Обновления ПО – ​выгодно

Главный источник прибыли –программная платформа. Обслуживание ПО – ​выгодно. Обновления ПО – ​выгодно. Радиобновления – ​выгодно. Появление ПО как услуги – ​более прибыльно. Программная платформа – ​облачные игроки

Новые программные платформы «ПО-как-услуга». Главный источник прибыли – ​платформы «ПО-как-услуга». Радиобновления ПО – ​требуется. Функциональные радиобновления: жизненно необходимы. «ПО как услуга» и клиентские платформы выигрывают. Необходимость работы с поставщиками облачных услуг

Поставщики облачных вычислений

«И-нфраструктура-как-услуга» – ​появилась примерно в 2015 г. «Платформа-как-услуга» – ​появилась примерно в 2016 г. «ПО-как-услуга» – ​появилась примерно в 2018 г.

Продолжается развитие категорий ПО «И-нфраструктура-как-услуга» и «Платформа-как-услуга». Появление специализированного автомобильного «ПО-как-услуга». Возникновение экосистемы приложений «ПО-как-услуга»

Продолжается развитие секторов «И-нфраструктура-как-услуга» и «П-латформа-как-услуга». Специализированные автомобильные облачные платформы для доставки «ПО-как-услуга» в автомобили. Экосистема приложений «ПО-как-услуга» становится основной

Поставщики 1‑го уровня (узлы и комплектующие)

Главный источник затрат – ​покупка клиентского ПО. Собственная программная платформа – ​выгодно. Интеграция ПО – ​выгодно

Главный источник затрат – ​покупка клиентского ПО. Собственная программная платформа – ​выгодно. Интеграция ПО – ​выгодно. Появление «ПО-как-услуга» – ​более прибыльно

Главный источник затрат – ​покупка клиентского ПО. Собственная программная платформа – ​выгодно. Интеграция ПО – ​выгодно. Необходимость работы с поставщиками облачных услуг

Автомобильные ОЕМ

Главный источник затрат – ​покупка клиентского ПО. Главный источник затрат – ​сопровождение ПО. Главный источник затрат – ​обновление ПО. Главный источник затрат – ​отзыв ПО

Главный источник затрат – ​покупка клиентского ПО. Главный источник затрат – ​сопровождение ПО. Главный источник затрат – ​обновление ПО. Радиообновления ПО – ​экономия средств. Отзыв ПО – ​экономия средств. Собственная программная платформа – ​выгодно. Появление «ПО-как-услуга» – ​более прибыльно

Главный источник затрат – ​покупка клиентского ПО. Собственное клиентское ПО – ​экономия средств. Главный источник затрат – ​обновление ПО. Радиообновления ПО – ​экономия средств. Отзыв ПО – ​экономия средств. Собственные клиентские платформы ПО. Некоторые собственные платформы «ПО-как-услуга». Необходимость работы с поставщиками облачных услуг

Автодилер

Обновления ПО – ​выгодно. Отзыв ПО – ​прибыльно

Обновления ПО – ​конкуренция радиообновлений. Отзыв ПО – ​конкуренция радиообновлений. Некоторые радиообновления через дилеров

Как автодилеры будут использовать бизнес-модели «ПО как услуга» и какими будут модели с оплатой по факту использования?

   

Разработчики ПО

К разработчикам ПО относятся многие компании, предоставляющие системное ПО, промежуточное ПО и автомобильные прикладные программы изготовителям комплектного оборудования в индустрии автомобилей – ​обычно через поставщиков 1‑го уровня. Эти компании разработали программные платформы для автомобильной промышленности. Каждая программная платформа изначально является главным источником расходов («центром затрат») из-за больших начальных инвестиций и длительного времени разработки. Наиболее распространенной бизнес-

моделью для клиентов программной платформы является роялти за отгруженную единицу продукции. Размер роялти зависит от категории ПО. Поставщики 1‑го уровня или изготовители комплектного оборудования (ОЕМ) также будут платить за адаптацию программной платформы к аппаратному обеспечению автомобиля и конфигурации системы, что обычно является прибыльным делом для разработчиков ПО.

После того, как выручка от продаж программной платформы превышает затраты на разработку, программная платформа становится главным источником прибыли («центром прибыли»), и как правило, с высокой прибыльностью, особенно когда платформа используется во многих транспортных средствах с аналогичными аппаратными системами.

Обслуживание ПО или исправление ошибок в течение долгого срока службы автомобилей обычно является прибыльным делом, поскольку изготовители комплектного оборудования или заказчики 1‑го уровня платят за обслуживание ПО в течение нескольких лет. Заказчики изготовителей комплектного оборудования и поставщиков 1‑го уровня также будут платить за обновление многих программных платформ – ​как правило, при обновлении модели автомобиля.

Описанная выше динамика бизнеса использовалась более 10 лет, но сейчас быстро меняется. Стремительно развивающийся рынок подключенных автомобилей открыл дверь для удаленных радиообновлений ПО (по беспроводной сети, over-the-air, OTA), что открывает новые возможности.

Подключенный автомобиль также создает возможности ПО-как-услуги для нескольких сегментов программного обеспечения, включая кибербезопасность и приложения для смартфонов, которые переносятся в информационно-развлекательные системы через CarPlay и Android Auto.

Еще одна новая возможность – ​возрастающая роль поставщиков облачных вычислений, таких как Amazon AWS и Microsoft Azure. Поставщики облачных услуг участвуют в фазе разработки ПО с помощью передовых инструментов разработки ПО и особенно сильны в разработке искусственного интеллекта.

К 2030 г. разработчики ПО увидят большие изменения – ​как в технологиях, так и в бизнес-моделях. Важность платформ клиентского ПО сохранится. Платформы «ПО-как-услуга» для доставки через облачные платформы будут иметь большее значение и могут стать самым крупным сегментом дохода. Радиообновления со встроенной кибербезопасностью потребуются для всего клиентского ПО.

Разработчики ПО должны будут работать со всеми или большинством ведущих поставщиков облачных вычислений, поскольку они будут участвовать в разработке ПО поставщиков 1‑го уровня и ОЕМ, а также в процедуре выбора программного продукта. Разработчики ПО также будут работать с поставщиками облачных вычислений, чтобы получить часть возможностей «ПО-как-услуга».


Поставщики услуг облачных вычислений

Важно понимать, как и почему поставщики услуг облачных вычислений становятся настолько важными. Amazon AWS всегда была пионером и ведущим игроком. AWS первоначально разработала технологию облачных вычислений для внутреннего использования Amazon примерно в 2003 г. Использовалась сервисноориентированная архитектура (SOA), в которой каждый программный модуль определялся API (интерфейсами прикладного программирования) и реализовывался как облачные сервисы через Интернет. Эта гибкая системная архитектура хорошо зарекомендовала себя для роста Amazon и легко адаптировалась к вычислительным требованиям других компаний. Кроме того, она была дешевле и надежнее, чем традиционная вычислительная ИТ-инфраструктура – ​на порядок дешевле, а иногда даже лучше. В 2006 г. Amazon запустила AWS для внешнего использования, что очень быстро стало крупным успехом.

В течение 2010‑х гг. AWS могла бы предлагать различные услуги для нескольких отраслей с высокотехнологичными стартапами и/или компаниями, предоставляющими цифровые продукты через Интернет, например Netflix.

AWS предлагает три категории услуг: IaaS, PaaS и SaaS. «И-нфраструктура-как-услуга» (IaaS) предоставляет полную компьютерную систему, включая серверы, хранилище, сетевое и операционное ПО, в виде виртуализированной услуги. «П-латформа-как-услуга» (PaaS) включает ресурсы для разработки программного обеспечения и системного программного обеспечения, что упрощает компаниям разработку собственных приложений.

Благодаря инвестициям и опыту Amazon в области технологий искусственного интеллекта разработка приложений ИИ на основе PaaS (AWS) становится популярной. Экосистема программных приложений, платформ и компонентов «ПО-как-услуга», доступная от сотен разработчиков программного обеспечения, стала еще одной важной причиной роста AWS в последнее десятилетие.

Автомобильная промышленность начала пользоваться этими возможностями AWS около пяти лет назад, и сейчас этот сектор быстро растет, и в будущем ее ждет еще много интересного. У AWS есть конкуренты – ​на втором месте находится Microsoft Azure. Azure довольно сильна в автомобильной промышленности, имеет множество клиентов среди ОЕМ. Есть много небольших и быстрорастущих облачных провайдеров, которые будут обслуживать автомобильную промышленность, таких как Google, Alibaba и Tencent.

Таким образом, поставщики услуг облачных вычислений будут оказывать все большее влияние на автомобильное ПО – ​как при разработке программных клиентских платформ, так и на этапе использования ПО – ​в силу расширения бизнес-модели «ПО-как-услуги» с оплатой по мере использования, а также предоставления услуг через веб-инфраструктуры.


Поставщики 1го уровня (узлы и комплектующие)

Поставщики 1‑го уровня очень важны для автопроизводителей и являются производителями большинства электронных систем, используемых в автомобилях. Их важнейший бизнес – ​производство электронного оборудования. Эти поставщики также важны в качестве поставщиков и интеграторов ПО для многих клиентов, получающих автомобильное ПО уже включенным в аппаратные системы.

Поставщики 1‑го уровня в течение последних 10 лет осознали важность ПО и добились определенных успехов в создании собственных программных платформ путем приобретения или внутрифирменной разработки. Они пойдут по этому пути и добавят платформы «ПО-как-услуга» в качестве важных частей своих будущих портфелей продуктов и услуг. Перед поставщиками 1‑го уровня возникает множество проблем как в аппаратном, так и в программном обеспечении. Ведущие контрактные производители пытаются получить часть бизнеса по производству автомобильного оборудования.

Автопроизводители хотят иметь больший контроль над своим программным бизнесом и разрабатывают собственные программные платформы, которые в следующем десятилетии окажут некоторое влияние на поставщиков 1‑го уровня.

Бизнес поставщиков облачных вычислений также будет во все большей степени совпадать с ПО поставщиков 1‑го уровня, особенно в сегментах «ПО-как-услуга». Но поставщики 1‑го уровня должны сотрудничать в использовании ценного ПО и веб-экосистем, которые появляются в автомобильной промышленности.


Изготовители комплектного оборудования для автомобилей

10 или 20 лет назад ПО было «неизбежным злом» для ОЕМ – ​все подобные продукты являлись «центрами затрат». Разработку ПО было сложно планировать и управлять ею, и она часто отставала от графика. Но ПО было абсолютно необходимо, и оно становилось все более важным – ​важнее, чем аппаратное обеспечение.

Изготовители комплектного оборудования для автомобилей вот уже более 40 лет имеют свои собственные программные платформы – ​прикладное ПО, которое управляет электромеханическими системами, такими как двигатели внутреннего сгорания, кузов и шасси автомобиля. Размер кода этого основного программного обеспечения для изготовителей комплектного оборудования увеличился за последние два десятилетия, но он все еще далек от сложного программного обеспечения для информационно-развлекательных систем, ADAS и функций автономных транспортных средств. Добавление радиообновлений ПО и кибербезопасности добавляет еще один уровень сложности.

Даже несмотря на эти проблемы, автопроизводители нуждаются в большем контроле над ПО, используемым в их автомобилях. Они определенно хотят перейти от модели ПО как одного из главных источников затрат к комбинации бизнес-моделей ПО как источника и затрат, и прибыли. Следовательно, они разрабатывают свои собственные программные платформы, рассматривают платформы «ПО-как-услуга» и другие бизнес-модели с оплатой по факту использования.

Автопроизводители уже начинают работать с поставщиками облачных вычислений для различных сегментов приложений, включая платформы разработки ПО и «ПО-как-услуга». Эта тенденция сохранится и усилится в следующем десятилетии.


Автодилеры

Хотя автодилеры включены в приведенную таблицу, они мало влияют на бизнес ПО для автомобилей. В настоящее время у них есть прибыльный бизнес по обновлению и отзыву ПО. Когда радиообновления станут доминирующими, автодилеры потеряют большую часть своей прибыльной деятельности в области ПО. Как автодилеры будут использовать в будущем бизнес-модели ПО, такие как радиообновления, «ПО-как-услуга» и аналогичные возможности получения дохода с оплатой по факту использования, – ​остается вопросом.


Juliussen Egil. Changing Roles of Automotive Software. EE Times, March 19, 2021: https://www.eetimes.com/changing-roles-of-automotive-Software/?utm_source=newsletter&utm_campaign=link&utm_medium=EETimesIndstrlCtrls


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.
Выпуск 23(6747) от 25 ноября 2021 г. г.
Выпуск 18(6742) от 16 сентября 2021 г. г.
Выпуск 17(6741) от 02 сентября 2021 г. г.