SEMI о состоянии полупроводниковой промышленности

SEMI о состоянии полупроводниковой промышленности

Выпуск 13(6737) от 08 июля 2021 г.
РУБРИКА: МИКРОЭЛЕКТРОНИКА

Размещенное в выпусках 9–12 исследование Международной ассоциации поставщиков оборудования и материалов для полупроводниковой промышленности (SEMI) содержит краткое описание процессов, товаров и технологий, необходимых для производства полупроводниковых приборов, а также рекомендации по укреплению цепочки поставок полупроводниковых приборов в США и повышению устойчивости отрасли в целом. В текущем номере рассматриваются вопросы экспортного контроля и федерального финансирования НИОКР.


Экспортный контроль

Экспортный контроль – ​это мощный инструмент поддержания национальной безопасности, и лучше всего использовать его стратегическим образом. Для этого он совместно с другими инструментами реализации национальной политики должен быть интегрирован в единую стратегию и узко адаптирован для решения конкретных проблем национальной безопасности. Кроме того, его использование необходимо осуществлять на многосторонней основе, с привлечением других стран--производителей полупроводниковых приборов. При использовании экспортного контроля в качестве одностороннего инструмента промышленной политики США любая потенциальная краткосрочная выгода для национальной безопасности, скорее всего, со временем ослабнет, поскольку глобальная конкурентоспособность регулируемой отрасли в конечном итоге снизится.

Полупроводниковая промышленность представлена глобальными цепочками поставок, действующими во многих странах мира и между ними. Элементами этих цепочек являются технологии изготовления полупроводниковых приборов (зрелые, современные и перспективные), необходимые оборудование и материалы. Значительная часть технологий изготовления полупроводниковых приборов широко доступна (в том числе для малых и средних предприятий), при этом подавляющее большинство производственных процессов и технологий реализуется за пределами США. SEMI последовательно утверждает, что многосторонние меры контроля, при осуществлении которых вопросы, вызывающие озабоченность, регулируются всеми основными странами--производителями, создают равные «условия игры», максимизируют эффективность и сводят к минимуму ущерб национальной безопасности и экономической конкурентоспособности США. Односторонний контроль над товарами, у которых имеются сопоставимые аналоги неамериканского происхождения, как правило, неэффективен для поддержки целей национальной безопасности и, вероятно, сведет на нет любые технологические преимущества, которыми пользуются товары американского происхождения.

Иностранные клиенты, лишенные возможности закупать товары, регулируемые односторонними мерами экспортного контроля США, будут заинтересованы в приобретении сопоставимых товаров неамериканского происхождения, на которые не распространяются ограничения, аналогичные ограничениям США. Для них также становится привлекательной «зарубежная разработка» продуктов и технологий американского происхождения. Все чаще иностранные конкуренты продают собственные аналоги американских товаров как «свободные от американского экспортного контроля», что стало ключевым отличительным признаком. История показывает, что такой односторонний контроль наносит ущерб конкурентоспособности США, примером чего может служить негативное воздействие на коммерческую спутниковую индустрию со стороны Правил международной торговли оружием (ITAR). Со временем односторонний контроль начнет тормозить инновационный процесс в США, сокращая финансовые ресурсы, необходимые американским экспортерам для выполнения своих НИОКР и поддержания технологической конкурентоспособности, и вынуждая компании переносить производство и НИОКР за пределы страны. По мере того как товары американского происхождения будут выбывать из мировой цепочки поставок, правительство США будет все больше терять возможность отслеживания технологического мастерства и маршрутных карт технологического развития зарубежных производителей.

Поскольку более 89 % полупроводникового оборудования и 90 % полупроводниковых материалов, производимых в США, поставляются на предприятия за пределами страны, доступ к экспортным рынкам имеет большое значение для этих сегментов полупроводниковой промышленности. Именно на нем основаны позиции, занимаемые на мировом рынке фирмами со штаб-квартирами в США. Односторонний экспортный контроль может способствовать формированию мнения о ненадежности поставок американских товаров, подтолкнуть клиентов к поиску альтернативных товаров или вынудить их прибегнуть к «зарубежной разработке» продуктов и технологий американского происхождения. Потеря существенных иностранных доходов, необходимых для поддержания расходов на НИОКР и конкуренцию в области перспективных технологий, сделает американских экспортеров еще менее конкурентоспособными и еще больше снизит долю американского экспорта на мировом рынке. Полупроводниковая промышленность выделяет на НИОКР примерно 20 % доходов. В отдельных сегментах отрасли эта цифра еще больше: так, поставщики ПО для инструментальных средств САПР расходуют на НИОКР более 30 % выручки. С учетом того, что 90 % продаж совершается за пределами США, односторонний контроль, ставящий товары американского происхождения в невыгодное положение в глобальной конкуренции за долю рынка, будет способствовать утрате лидерства страны в области полупроводниковых технологий. Это наносит ущерб американским экспортерам и национальной безопасности.

Тщательно сформулированные меры контроля конечного использования или конечного пользователя могут быть более узко адаптированы к конкретным интересам и проблемам, позволяя обеспечить защиту национальной безопасности США без огромных экономических затрат, связанных с широкой политикой отказа в экспорте американским фирмам. Однако на практике такие меры контроля часто применяются в одностороннем порядке, поскольку в большинстве других стран отсутствуют списки, подобные американскому «Перечню [недружественных] организаций» (Entity List), или аналогичные широко применимые санкции. Это ограничивает эффективность существующих мер в борьбе с распространением «чувствительных» (с точки зрения национальной безопасности США) технологий, создавая при этом уникальные препятствия для покупки и использования технологий американского происхождения.

Осуществленное в мае и августе 2020 г. расширение американских норм контроля над импортом, экспортом и происхождением продукции (General Prohibition Three, также используется название Foreign Direct Product Rule) в отношении передачи полупроводниковых технологий китайской корпорации Huawei стало беспрецедентным распространением юрисдикции США (далеко за рамки обычного американского контроля экспорта) с целью контроля продукции иностранного производства, изготовленной с применением технологий, оборудования, материалов или ПО американского происхождения, независимо от их критичности для национальной безопасности США или широты распространения. Это событие послужило существенным сдерживающим фактором для покупателей товаров и технологий американского происхождения, которые обоснованно опасаются потерять клиентов, нуждающихся в товарах, не подпадающих под подобные ограничения (из-за опасений их дальнейшего расширения). Кроме того, поскольку эти виды контроля расширяют юрисдикцию за рамки обычной практики или правовых стандартов, они могут стать для иностранных правительств основанием для введения мер противодействия и ограничений, что еще больше подорвет конкурентоспособность компаний, работающих в США, и усложнит задачу соблюдения ими норм американского экспортного контроля. Действия правительства создали значительную неопределенность и породили сомнения в надежности товаров американского происхождения. Со временем рыночное признание и доверие к этим товарам может быть подорвано, что приведет к катастрофическим последствиям для фирм, разрабатывающих товары и технологии в США.

Текущие правила экспортного контроля над основными и перспективными технологиями нуждаются в пересмотре в соответствии с законодательными требованиями и передовой практикой. В отсутствие неотложных соображений национальной безопасности контроль над основными и перспективными технологиями должен реализовываться посредством соответствующего многостороннего режима, предусматривающего для партнеров достаточно времени, чтобы согласиться с любыми предлагаемыми США изменениями до введения одностороннего контроля с американской стороны.

Для предотвращения непреднамеренных, вредных и непредвиденных последствий при изменениях политики экспортного контроля большое значение имеет прозрачный и предсказуемый процесс регулирования, включая надежные консультации с промышленностью до и после введения новых или расширенных мер контроля. Вводимые нормы экспортного контроля должны предваряться адекватными периодами обсуждения, когда промышленность имеет возможность поделиться своими мнениями и опытом с правительством. Также необходимо избегать чрезмерно директивных нормативных актов, связывающих руки регулирующим органам. Требуется сократить сроки рассмотрения заявок на экспортные лицензии. Длительные задержки действуют как фактические отказы в выдаче лицензий и создают неопределенность, которая еще больше способствует практике «зарубежной разработки» американских технологий, ослабляя американскую цепочку поставок полупроводниковых приборов. Кроме того, большая согласованность межведомственных подразделений в начале процесса лицензирования (в отношении запросов на дополнительную информацию и их связи со стандартами проверки лицензий) снизит задержки с выдачей лицензий, которые способствуют возникновению неопределенности и ослабляют конкурентные позиции товаров американского происхождения.


Федеральное финансирование научно--исследовательских работ

Производство полупроводниковых приборов – ​одна из самых сложных отраслей по сравнению с другими, требующая для продвижения вперед непрерывных значительных НИОКР. Статьи об обеспечении исследований, закрепляемые в NDAA, имеют решающее значение для дальнейшего развития полупроводниковой промышленности США и поддержания ее глобального лидерства (табл. 7).


Таблица 7

Предполагаемые исследовательские мероприятия в области полупроводниковых НИОКР и их федеральное финансирование

Мероприятие

Цели

Бюджет, млрд долл.

Создание при Министерстве торговли Национального центра полупроводниковых технологий (National Semiconductor Technology Center, NSTC), в том числе:

Проведение исследований и прототипирование в рамках передовых полупроводниковых технологий для укрепления экономической конкурентоспособности и безопасности внутренней цепочки поставок (2021–2030 фин. г.):

9,05

разработка в Национальном институте стандартов и технологий (NIST) Национальной программы перспективных методов корпусирования (National Advanced Packaging Manufacturing Program);

установление лидерства США в сфере перспективных методов корпусирования ИС;

5,0

разработка Национальной стратегии исследований в области полупроводниковых приборов (National Strategy on Semiconductor Research)

создание взаимоувязанной по направлениям, срокам и объемам финансирования программы исследований с целью повышения эффективности и во избежание дублирования НИОКР

3,0

Исследования Национального научного фонда (NSF) в области полупроводниковых приборов

Сохранение лидерства США в области полупроводниковых технологий

7,5

Исследования в Национальных лабораториях Министерства энергетики в области полупроводниковых приборов

Исследования в соответствии с Национальной стратегией исследований в области полупроводниковых приборов

2,0


Кроме того, США должны увеличить и стабилизировать финансирование для поддержания и модернизации ускорителей протонов и тяжелых ионов, чтобы восстановить устойчивость национальных возможностей тестирования радиационно--стойких полупроводниковых ИС.


1. SEMI Provides U. S. Commerce Department with Analysis of Semiconductor Supply Chain Risks. Semiconductor Digest, April 7, 2021: https://www.semiconductor-digest.com/2021/04/07/semi-provides-u-s-commerce-department-with-analysis-of-semiconductor-supply-chain--risks/ 

2. Final SEMI Supply Chain Comments. SEMI, April 5, 2021: https://www.semi.org/sites/semi.org/files/2021–04/Apr%205 %20Final%20SEMI%20Supply%20Chain%20Comments.pdf 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.
Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.