Развитие системы управления дорожным движением
Приведет ли глобальная пандемия и переход к удаленной работе к исчезновению на длительный период транспортных пробок в утренние и вечерние часы пик – пока неизвестно. Если ежедневные поездки на работу снова вернутся, одним из нововведений, которые стали возможны благодаря технологии «транспортное средство-ко-всему» (vehicle-to-everything, V2X), может стать умный перекресток. Согласно исследованию британской компании Juniper Research, интеллектуальные системы управления дорожным движением, по прогнозам, сэкономят городам колоссальные 277 млрд долл. уже в течение следующих четырех лет за счет сокращения выбросов и уменьшения количества транспортных заторов.
Ожидается, что интеллектуальные перекрестки и связанные с ними технологии сократят время простоя в движении на 33 часа в год на каждого автомобилиста к 2025 г., что на 64% улучшит транспортный поток и потенциальную активность на дорогах.
Наряду с V2X (см. таблицу), интеллектуальные технологии пересечения будут использовать взаимосвязь таких важных новейших компонентов, как 5G и автоматизация на основе искусственного интеллекта (ИИ). В отличие от современных систем на основе датчиков, эта комбинация поможет управлять потоками дорожного движения с использованием данных в реальном масштабе времени.
Таблица
Основные технологии связи и обмена данными транспортных средств
Технология |
Назначение |
Технология связи типа «автомобиль–инфраструктура» (vehicle-to-infrastructure, V2I) |
Беспроводная сетевая технология, призванная снизить число ДТП и других инцидентов |
Межавтомобильный обмен дорожной информацией (vehicle-to-vehicle, V2V) |
Беспроводная сетевая технология, позволяющая бортовым системам автомобиля предупреждать водителя об опасных ситуациях на дороге, например при обгоне, выезде на нерегулируемый перекресток, резком торможении едущей впереди машины и т. д. |
Связь «транспортное средство-ко-всему» (vehicle-to-everything, V2X) |
Объединение технологий V2V и V2I, основное решение в среде «подключенного автомобиля». Связь V2X основана на технологии радиосвязи DSRC на частоте 5,9 ГГц (двусторонней беспроводной связи малого радиуса действия, разработанной специально для движущихся объектов) и позволяет автомобилям обмениваться данными с другими автомобилями и придорожным оборудованием, датчиками и участниками движения, подобно связи по Wi--Fi, но с использованием специальных эффективных сетевых функций |
Ожидается, что эти нововведения в конечном итоге заменят датчики движения – включая индуктивные петлевые датчики, встроенные в тротуар, а также инфракрасные и микроволновые датчики и видеокамеры. Все они оказались неэффективными для сокращения автомобильных заторов.
Исследователи считают, что более 95% прогнозируемой экономии в 277 млрд долл. (рост со 178 млрд в 2021 г.) будет напрямую связано с сокращением загруженности дорог. Ожидается, что на рынки регионов Европы и Северной Америки будет приходиться около 75% этой экономии в течение прогнозируемого периода.
Трудно прогнозируемым следует считать быстро развивающийся рынок КНР, которая оправилась от пандемии намного быстрее, чем западные страны. Например, кольцевые дороги Пекина – одно из самых сложных и оживленных мест среди всех автодорог мира, особенно в час пик, поэтому они являются главным кандидатом на использование передовых систем управления дорожным движением.
Попытки увеличить пропускную способность дороги обычно сводятся к увеличению числа полос движения, но при этом мало что делается для уменьшения заторов. Как утверждают маркетологи, интеллектуальная транспортная инфраструктура, такая как V2X, представляет собой более экономичный подход. Подключение к V2X позволит интеллектуальным платформам управления дорожным движением собирать данные непосредственно с транспортных средств в реальном масштабе времени, вместо того чтобы полагаться на традиционные методы управления дорожным движением.
Освобождение городских улиц от пробок также потребует сотрудничества между автопроизводителями и поставщиками систем V2X в отношении других новых услуг, таких как интеллектуальная парковка. Ожидается, что инвестиции в технологии, призванные помочь водителям найти парковочное место, вырастут с 460 млн долл. в 2021 г. до 1 млрд к 2025‑му. Эти инвестиции включают затраты на дисплеи, предоставляющие в реальном масштабе времени данные о заполненности городских парковок, а также на расширение возможностей взаимодействия между датчиками парковки, платформами управления и пассажирами.
Leopold George. Smart Traffic Management at a Crossroads. EE Times, February 23, 2021: https://www.eetimes.com/smart--traffic-management-at-a-crossroads/#