Проблемы развития рынка инструментальных средств САПР

Проблемы развития рынка инструментальных средств САПР

Выпуск 11(6685) от 06 июня 2019 г.
РУБРИКА: ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МИКРО И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Инструментальные средства САПР – ​неотъемлемый элемент создания новых ИС и модернизации достигших значительных рыночных успехов микросхем. Динамика рынка САПР и рынка полупроводниковых приборов тесно взаимосвязана. Как и рынок ИС, рынок САПР в существенной степени монополизирован – ​на «Большую тройку» (Cadence Design Systems, Mentor Graphics и Synopsys) приходится более 75% доходов от реализации продукции и услуг.

Постепенные действия трех крупнейших поставщиков инструментальных средств САПР по диверсификации своего бизнеса становятся более четкими, даже в условиях ухудшения конъюнктуры рынка после трех лет роста.

Один из лидеров рынка САПР, корпорация Synopsys, в течение нескольких последних лет осуществляла вторжение на рынки средств обеспечения безопасности программного обеспечения и инструментального ПО. В рамках этих акций она поглотила или частично приобрела более 10 фирм – ​от покупки Coverity в 2014 г. до получения контроля над Duck Software в 2017-м. Cadence также расширяет свою деятельность за счет сферы встраиваемого ПО, о чем свидетельствует заключение стратегического партнерства с Green Hills Software, в рамках которого Cadence получила 16% акций данной фирмы.

Между тем крупнейшим поставщиком инструментальных средств САПР из состава «Большой тройки» давно считается корпорация Mentor Graphics. Ее позиции особенно сильны в таких областях, как средства автоматизированного проектирования ИС, средства проектирования печатных плат и многокристальных модулей и встраиваемое ПО. С момента приобретения фирмой Siemens в 2017 г. Mentor Graphics существенно увеличила интеграцию со средствами управления жизненным циклом изделий немецкого конгломерата в области механических инструментальных средств проектирования и автомобильной продукции.

Руководство Mentor Graphics, долгое время выступавшее за диверсификацию деятельности «Большой тройки», считает тенденцию обнадеживающей. Ранее компании тратили много сил и средств, чтобы расширить свою долю рынка САПР за счет конкурентов, и слишком мало времени уделяли поискам способов создания новой ценности для своих клиентов.

По оценкам фирмы Pedestal Research, каждая из корпораций «Большой тройки» разрабатывает очень разные стратегии своей самореализации в общем пространстве технологических инструментов за пределами сферы традиционных САПР. Правда, одновременно они продолжают мероприятия по укреплению своих позиций в области собственно САПР – ​и также различными способами.

После относительной стагнации, длившейся почти все 2000-е, рынок САПР девять лет подряд (до 2018 г.) демонстрировал стабильное развитие. По данным Альянса проектирования электронных систем (Electronic System Design (ESD) Alliance), по итогам 2018 г. рынок САПР увеличился на 3,7%.

Однако в IV кв. 2018 г. произошло его сокращение по сравнению с предшествующим кварталом. Это заставило многих отраслевых аналитиков предположить начало спада на фоне ухудшения конъюнктуры рынка полупроводниковых приборов. Действительно, продажи САПР в IV кв. сократились на 3,1% – ​до 2,57 млрд долл. При этом почти 70% продаж пришлось на доходы от разработки и реализации полупроводниковых СФ-блоков и средств автоматизированного проектирования (см. рисунок). Тем более что большинство крупных специалистов ожидает спада продаж полупроводниковых приборов по итогам 2019 г.



Источник: ESD Alliance

Структура доходов индустрии САПР в IV кв. 2018 г.


Существует и другое мнение – ​о благоприятных перспективах развития рынка САПР. В его обоснование приводятся следующие доводы:

хорошие перспективы развития сектора новейших ИС с искусственным интеллектом;

увеличение физической и стоимостной составляющей полупроводниковых приборов в автомобилях;

стремление крупных поставщиков комплектного оборудования (ОЕМ) во все большей мере разрабатывать собственные ИС.

Как бы то ни было, в будущем рынок САПР будет выглядеть совсем иначе, чем сегодня. Диверсификация «Большой тройки» связана с тем, что никто точно не знает, какой станет следующая эра САПР. Многие полагают, что она будет в основном определяться системным проектированием. Вместо предложения инструментальных средств, сосредоточенных на одном компоненте системы – ​будь то просто аппаратное обеспечение, кристалл ИС или плата, – ​поставщики САПР должны предложить клиентам возможность реально понять всю систему, включая механические компоненты и ПО. Это очень сложная проблема, вовлекающая в свое решение большое число заинтересованных сторон, так или иначе участвующих в процессе проектирования.

С этой точки зрения различные стратегии дифференциации, реализуемые «Большой тройкой», вряд ли станут выигрышными решениями поодиночке. Вероятно, правильной будет комбинация всех действий, осуществляемых этими фирмами, – ​поскольку все их мероприятия ведутся в интересном и полезном направлении.

 

McGrath Dylan. EDA Vendors Spread Wings as Market Softens. EE Times, May 14, 2019: https://www.eetimes.com/document.asp?doc_id=1334687


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 22(6746) от 11 ноября 2021 г. г.
Выпуск 16(6740) от 19 августа 2021 г. г.
Выпуск 13(6737) от 08 июля 2021 г. г.