Тайваньские производители оптоэлектроники переориентируются на узкие нишевые сегменты

Тайваньские производители оптоэлектроники переориентируются на узкие нишевые сегменты

Выпуск 8(6682) от 18 апреля 2019 г.
РУБРИКА: ОПТОЭЛЕКТРОНИКА

Тайваньские производители ищут собственную нишу в оптоэлектронике на фоне обострения конкуренции с компаниями материкового Китая, которые обладают существенными преимуществами в виде низкого уровня цен на продукцию для массового рынка и мощной государственной поддержки.

Оптоэлектроника – ​одна из основных отраслей, базирующаяся в научных парках Тайваня, где сконцентрирована вся национальная индустрия аппаратного обеспечения. В последние годы она столкнулась с обострением конкуренции – так, доля оптоэлектроники в выручке компаний Научного парка Синьчжу достигла максимума в 40% в 2007–2008 гг., после чего упала до 25% на фоне усиления конкуренции первоначально со стороны Кореи, а затем и материкового Китая.

В настоящее время и Тайвань, и материковый Китай сфокусированы на производстве продукции приемлемого качества по низкой цене, при этом материковый Китай получает дополнительное преимущество за счет господдержки. Тайваньские производители оптоэлектроники конкурируют с китайскими компаниями в крупнейших сегментах рынка, таких как ЖК-дисплеи. За счет огромных государственных субсидий китайские компании наращивают свои мощности и применяют очень агрессивную ценовую политику.

В секторе производства жидкокристаллических дисплеев представители материкового Китая сегодня опережают даже многолетнего лидера – ​Южную Корею. По данным исследований маркетинговой компании Sigmaintell Consulting, китайская компания BOE в 2018 г. обошла корейскую LG Display, став крупнейшим в мире производителем телевизионных панелей по объемам поставок: BOE отгрузила 54,3 млн ед. по сравнению с 48,6 млн ед., отгруженных LG Display.

Тайваньские производители остаются конкурентоспособными на рынке дисплеев для ноутбуков, но уступают китайской BOE. По данным Sigmaintell, корпорации AUO (г. Тайчжун) и Innolux (г. Майоли) занимают второе и третье место в мире по производству панелей для ноутбуков. AUO значительно увеличила свою выручку в 2018 г. за счет расширения производственных мощностей на территории Центрального Тайваньского научного парка.

В текущем году на рынке ЖК-панелей будут продолжаться ценовые войны: китайские производители стремятся усилить свои конкурентные преимущества. По данным Sigmaintell Consulting, компании CEC-Panda LCD Technology Co. и Guangdong China Start Optoelectronics Technology Co. (г. Цзянсу) способны прибегнуть даже к более агрессивной ценовой политике, чем BOE. Эксперты IHS Markit предполагают, что между 2018 и 2020 гг. избыток на рынке дешевых ЖК-панелей поспособствует увеличению спроса на них на 5–6%, при этом некоторые производители будут вынуждены покинуть отрасль из-за финансовых потерь.

Дальнейшая деятельность тайваньских производителей может быть связана с нишевыми сегментами рынка, где обладание передовыми технологиями дает существенные преимущества. Наилучшей стратегией для Тайваня может стать фокусирование на производстве Mini LED. По оценкам маркетинговой компании TrendForce (г. Тайбэй), к 2022 г. мировой рынок Mini LED вырастет до 1,7 млрд долл. США. В течение следующих двух лет основными сферами внедрения данных изделий станут мобильные устройства, приложения виртуальной реальности, телевизоры и автомобильные дисплеи. Тайваньские производители не обладают необходимыми конкурентными преимуществами в сегментах OLED или QLED, поэтому им лучше сосредоточиться на сегменте Mini LED. Яркость и контрастность таких изделий выше, чем у органических светодиодов OLED, которые сегодня широко применяются в дисплеях для общественных и домашних кинотеатров. По сравнению с обычным цифровым дисплеем RGB LED, Mini LED более экономичны, поскольку в них используется в основном энергосберегающий синий свет.

В настоящее время сегментом Mini LED занимаются тайваньские компании AUO и Innolux. AUO начала поставку продукции Mini LED во второй половине 2018 г.: речь идет об игровых мониторах и ноутбуках с высокой контрастностью и расширенной цветовой гаммой. Компания Innolux создала прототипы 65-дюймовых 8K мини-светодиодных телевизионных панелей, выпуск которых планируется начать во II кв. 2019 г., и автомобильных панелей с индивидуальным управлением каждым Mini LED в целях улучшения цветопередачи, яркости и контрастности. Автомобильные панели Mini LED могут найти спрос на рынке материкового Китая, однако тайваньским производителям еще предстоит решить проблемы их безопасности как первостепенного фактора в автомобильной промышленности.

По некоторым данным, корпорация Apple сейчас сотрудничает с тайваньскими компаниями, развивая еще более продвинутую технологию – ​Micro LED, с размером светодиодов в сто раз меньше традиционных. Как и OLED, дисплеи Micro LED обеспечивают идеальную цветопередачу и угол обзора, обладая при этом еще большей яркостью, тонкостью, стойкостью к выгоранию и меньшей стоимостью производства по сравнению с OLED. Эксперты отмечают, что Apple уже провела переговоры по развитию Micro LED с компаниями AUO и Epistar (г. Синьчжу). На сегодняшний день дисплеи Micro LED поставляются Apple преимущественно японскими и корейскими компаниями. Однако, оценивая перспективы сотрудничества тайваньских компаний с Apple в сегменте Micro LED, следует понимать, что это грозит дальнейшим усилением зависимости Тайваня от деятельности американской корпорации, роль которой в экономике страны уже сейчас достаточно велика.

Светодиоды с активной матрицей AMOLED – ​еще одна ниша, которую исследуют тайваньские производители оптоэлектроники. AMOLED используется при создании дисплеев мобильных устройств. По прогнозам IHS Markit, в текущем году не следует ожидать усиления спроса на гибкие AMOLED, поскольку производители смартфонов ориентированы на полноэкранные, а не на изогнутые модели. На этом фоне можно ожидать попыток запуска складных дисплеев AMOLED, однако тайваньские поставщики пока отстают от конкурентов с точки зрения технологического развития и уровня производственных мощностей. Среди успешных проектов – ​прототип подвижной панели AMOLED с мягким дисплеем, защитным слоем и буфером для снятия напряжений, способный складываться и раскладываться более 20 тыс. раз. Он был представлен Научно-исследовательским институтом промышленных технологий (г. Синьчжу) в сентябре 2018 г. Недостаток складных дисплеев AMOLED – ​их высокая стоимость: так, цена представленного недавно складного телефона Galaxy южнокорейской компании Samsung – ​почти 2 тыс. долл. США.

В январе компания INT Tech (г. Синьчжу) представила платформу AMOLED со сверхвысокой плотностью пикселей – ​2228 на дюйм, что, по словам представителей компании, обеспечивает увеличение разрешения на 400% по сравнению с современными дисплеями смартфонов. Данная технология обладает перспективой применения в медицинской и оборонной отраслях: с увеличением скорости передачи данных на фоне внедрения технологии 5G AMOLED-дисплеи INT Tech могут быть использованы для проведения хирургических операций или обеспечения доступа военнослужащих к критически важной информации на поле боя.

В настоящее время Научно-исследовательский институт промышленных технологий и компания INT Tech занимают особое положение среди тайваньских производителей оптоэлектроники, в основном ориентируясь на продукцию массового спроса. В перспективе ситуация должна измениться, и все больше тайваньских производителей вынуждены будут искать более узкие ниши для продолжения своей деятельности в условиях, когда на массовом рынке доминируют китайские и корейские корпорации.

 

Fulco Matthew. A Bright Idea: Going Niche in Optoelectronics. Taiwan Business Topics, March 21, 2019: https://topics.amcham.com.tw/2019/03/taiwan-going-niche-optoelectronics/


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Роман Сулицкий

Абстрагируясь от глобальной экономической ситуации, а именно ее следует учитывать, говоря о конкурентной борьбе дальневосточных производителей, можно заметить, что условия победы в этой борьбе все еще создаются за пределами стран-производителей. В статье прямо говорится о сотрудничестве компании Apple с тайваньскими производителями по развитию технологий, на порядок более продвинутых относительно имеющихся у тайванцев. Более того, собственные патенты дальневосточных компаний также появляются во многом посредством сотрудничества с западными компаниями. Главным же фактором победы в конкурентной борьбе будет условие открытия рынков. В случае с тайваньскими компаниями условие открытия внешних рынков является определяющим, поскольку в отличие от Китая, где имеется и собственный огромный внутренний рынок, способный демпфировать колебания спроса на внешнем, 28-миллионный Тайвань может рассчитывать только на внешние рынки, а его зависимость от действий американских компаний, как было верно замечено в статье, практически полная. В технологической борьбе Китая и Тайваня мы видим скорее работу американских компаний и правительства по выстраиванию экономических сдержек и противовесов среди производителей этого региона. При этом Китаем и Тайванем список этих регионов-производителей не ограничивается. В связи с этим многое будет зависеть от факта подписания очередного 20-летнего соглашения между США и Китаем о научно-технологическом сотрудничестве в начале 2019 г. Первое такое соглашение от 31 декабря 1978 г. позволило Китаю стать тем, что сегодня мы называем «мировой мастерской», начало очередного 20-летнего цикла соглашения от 6–14 апреля 1999 г. совпало с вступлением Китая в ВТО. Сегодня также идут переговоры об условиях продления соглашения между США и Китаем, при этом взаимные угрозы о применении санкций выглядят скорее лишь вескими аргументами при переговорах. Если краткосрочные перспективы успешности производителей из Тайваня оценить будет сложно, то долгосрочный тренд просматривается достаточно четко.


В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

AUO

Дата основания : 1996 г.
Количество сотрудников: 43 тыс. чел.
Штабквартира: г. Тайчжун, Тайвань.
Годовой доход: около 10 млрд долл. США.

Современное название корпорация AUO получила после слияния компании Acer Display Technology и корпорации Unipac Optoelectronics в 2001 г. Представительства AUO расположены не только в научных парках Тайваня и на территории материкового Китая, но и в Японии, Южной Корее, Сингапуре, США, Нидерландах, Чехии, Словакии.

Корпорация AUO производит дисплеи для телевизоров, ноутбуков, планшетов, смартфонов, аудиовизуальных устройств, носимой электроники, интерактивных электронных досок, информационных табло, автомобилей. Еще одно направление деятельности корпорации – ​производство солнечных панелей.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ