Тайваньские производители оптоэлектроники переориентируются на узкие нишевые сегменты
Тайваньские производители ищут собственную нишу в оптоэлектронике на фоне обострения конкуренции с компаниями материкового Китая, которые обладают существенными преимуществами в виде низкого уровня цен на продукцию для массового рынка и мощной государственной поддержки.
Оптоэлектроника – одна из основных отраслей, базирующаяся в научных парках Тайваня, где сконцентрирована вся национальная индустрия аппаратного обеспечения. В последние годы она столкнулась с обострением конкуренции – так, доля оптоэлектроники в выручке компаний Научного парка Синьчжу достигла максимума в 40% в 2007–2008 гг., после чего упала до 25% на фоне усиления конкуренции первоначально со стороны Кореи, а затем и материкового Китая.
В настоящее время и Тайвань, и материковый Китай сфокусированы на производстве продукции приемлемого качества по низкой цене, при этом материковый Китай получает дополнительное преимущество за счет господдержки. Тайваньские производители оптоэлектроники конкурируют с китайскими компаниями в крупнейших сегментах рынка, таких как ЖК-дисплеи. За счет огромных государственных субсидий китайские компании наращивают свои мощности и применяют очень агрессивную ценовую политику.
В секторе производства жидкокристаллических дисплеев представители материкового Китая сегодня опережают даже многолетнего лидера – Южную Корею. По данным исследований маркетинговой компании Sigmaintell Consulting, китайская компания BOE в 2018 г. обошла корейскую LG Display, став крупнейшим в мире производителем телевизионных панелей по объемам поставок: BOE отгрузила 54,3 млн ед. по сравнению с 48,6 млн ед., отгруженных LG Display.
Тайваньские производители остаются конкурентоспособными на рынке дисплеев для ноутбуков, но уступают китайской BOE. По данным Sigmaintell, корпорации AUO (г. Тайчжун) и Innolux (г. Майоли) занимают второе и третье место в мире по производству панелей для ноутбуков. AUO значительно увеличила свою выручку в 2018 г. за счет расширения производственных мощностей на территории Центрального Тайваньского научного парка.
В текущем году на рынке ЖК-панелей будут продолжаться ценовые войны: китайские производители стремятся усилить свои конкурентные преимущества. По данным Sigmaintell Consulting, компании CEC-Panda LCD Technology Co. и Guangdong China Start Optoelectronics Technology Co. (г. Цзянсу) способны прибегнуть даже к более агрессивной ценовой политике, чем BOE. Эксперты IHS Markit предполагают, что между 2018 и 2020 гг. избыток на рынке дешевых ЖК-панелей поспособствует увеличению спроса на них на 5–6%, при этом некоторые производители будут вынуждены покинуть отрасль из-за финансовых потерь.
Дальнейшая деятельность тайваньских производителей может быть связана с нишевыми сегментами рынка, где обладание передовыми технологиями дает существенные преимущества. Наилучшей стратегией для Тайваня может стать фокусирование на производстве Mini LED. По оценкам маркетинговой компании TrendForce (г. Тайбэй), к 2022 г. мировой рынок Mini LED вырастет до 1,7 млрд долл. США. В течение следующих двух лет основными сферами внедрения данных изделий станут мобильные устройства, приложения виртуальной реальности, телевизоры и автомобильные дисплеи. Тайваньские производители не обладают необходимыми конкурентными преимуществами в сегментах OLED или QLED, поэтому им лучше сосредоточиться на сегменте Mini LED. Яркость и контрастность таких изделий выше, чем у органических светодиодов OLED, которые сегодня широко применяются в дисплеях для общественных и домашних кинотеатров. По сравнению с обычным цифровым дисплеем RGB LED, Mini LED более экономичны, поскольку в них используется в основном энергосберегающий синий свет.
В настоящее время сегментом Mini LED занимаются тайваньские компании AUO и Innolux. AUO начала поставку продукции Mini LED во второй половине 2018 г.: речь идет об игровых мониторах и ноутбуках с высокой контрастностью и расширенной цветовой гаммой. Компания Innolux создала прототипы 65-дюймовых 8K мини-светодиодных телевизионных панелей, выпуск которых планируется начать во II кв. 2019 г., и автомобильных панелей с индивидуальным управлением каждым Mini LED в целях улучшения цветопередачи, яркости и контрастности. Автомобильные панели Mini LED могут найти спрос на рынке материкового Китая, однако тайваньским производителям еще предстоит решить проблемы их безопасности как первостепенного фактора в автомобильной промышленности.
По некоторым данным, корпорация Apple сейчас сотрудничает с тайваньскими компаниями, развивая еще более продвинутую технологию – Micro LED, с размером светодиодов в сто раз меньше традиционных. Как и OLED, дисплеи Micro LED обеспечивают идеальную цветопередачу и угол обзора, обладая при этом еще большей яркостью, тонкостью, стойкостью к выгоранию и меньшей стоимостью производства по сравнению с OLED. Эксперты отмечают, что Apple уже провела переговоры по развитию Micro LED с компаниями AUO и Epistar (г. Синьчжу). На сегодняшний день дисплеи Micro LED поставляются Apple преимущественно японскими и корейскими компаниями. Однако, оценивая перспективы сотрудничества тайваньских компаний с Apple в сегменте Micro LED, следует понимать, что это грозит дальнейшим усилением зависимости Тайваня от деятельности американской корпорации, роль которой в экономике страны уже сейчас достаточно велика.
Светодиоды с активной матрицей AMOLED – еще одна ниша, которую исследуют тайваньские производители оптоэлектроники. AMOLED используется при создании дисплеев мобильных устройств. По прогнозам IHS Markit, в текущем году не следует ожидать усиления спроса на гибкие AMOLED, поскольку производители смартфонов ориентированы на полноэкранные, а не на изогнутые модели. На этом фоне можно ожидать попыток запуска складных дисплеев AMOLED, однако тайваньские поставщики пока отстают от конкурентов с точки зрения технологического развития и уровня производственных мощностей. Среди успешных проектов – прототип подвижной панели AMOLED с мягким дисплеем, защитным слоем и буфером для снятия напряжений, способный складываться и раскладываться более 20 тыс. раз. Он был представлен Научно-исследовательским институтом промышленных технологий (г. Синьчжу) в сентябре 2018 г. Недостаток складных дисплеев AMOLED – их высокая стоимость: так, цена представленного недавно складного телефона Galaxy южнокорейской компании Samsung – почти 2 тыс. долл. США.
В январе компания INT Tech (г. Синьчжу) представила платформу AMOLED со сверхвысокой плотностью пикселей – 2228 на дюйм, что, по словам представителей компании, обеспечивает увеличение разрешения на 400% по сравнению с современными дисплеями смартфонов. Данная технология обладает перспективой применения в медицинской и оборонной отраслях: с увеличением скорости передачи данных на фоне внедрения технологии 5G AMOLED-дисплеи INT Tech могут быть использованы для проведения хирургических операций или обеспечения доступа военнослужащих к критически важной информации на поле боя.
В настоящее время Научно-исследовательский институт промышленных технологий и компания INT Tech занимают особое положение среди тайваньских производителей оптоэлектроники, в основном ориентируясь на продукцию массового спроса. В перспективе ситуация должна измениться, и все больше тайваньских производителей вынуждены будут искать более узкие ниши для продолжения своей деятельности в условиях, когда на массовом рынке доминируют китайские и корейские корпорации.
Fulco Matthew. A Bright Idea: Going Niche in Optoelectronics. Taiwan Business Topics, March 21, 2019: https://topics.amcham.com.tw/2019/03/taiwan-going-niche-optoelectronics/