План AI Made in Europe

План AI Made in Europe

Выпуск 1(6675) от 10 января 2019 г.
РУБРИКА: БИЗНЕС

Стратегия Европейской комиссии по внедрению искусственного интеллекта была принята на вооружение еще в апреле 2018 г., и сейчас, основываясь на ее положениях, был согласован и представлен план AI Made in Europe, способствующий использованию данных технологий в Европе.

План AI Made in Europe предполагает совместные действия Европейской комиссии, стран ЕС, Норвегии и Швейцарии по четырем ключевым направлениям: увеличение объема инвестиций, повышение открытости данных, развитие кадрового потенциала и обеспечение надежности используемых технологий. Согласованность действий необходима для превращения Европы в мирового лидера в области разработки и внедрения передового ИИ.

Ранее, в апреле 2018 г., странами ЕС и Норвегией была подписана декларация о сотрудничестве в области ИИ, одобренная Европейским советом в июне. Затем на протяжении полугода представители Европейской комиссии, стран ЕС, Норвегии и Швейцарии встречались между собой для обсуждения плана совместных действий. В дальнейшем предполагается обновлять его на ежегодной основе. Приоритетными направлениями внедрения ИИ были выбраны здравоохранение, транспорт, безопасность и энергетика.

В Европе текущий объем инвестиций в сферу ИИ низок по сравнению с США и Китаем, и по причине отсутствия комплексной инвестиционной программы средства расходовались фрагментированно. Представленная в апреле стратегия призвана объединить усилия стран, за счет синергии добиться до 2020 г. привлечения не менее 20 млрд евро частных и государственных инвестиций на исследования и развитие инноваций в области ИИ, а в течение последующего десятилетия ежегодно направлять на эти цели более 20 млрд евро. Сама Европейская комиссия до 2020 г. собирается инвестировать 1,5 млрд евро, что на 70% больше объема инвестиций, направленного в 2014–2017 гг. В рамках следующего долгосрочного бюджета ЕС (2021–2027 гг.) по программам Horizon Europe и «Цифровая Европа в области ИИ» (The Digital Europe Programme in AI) планируется инвестировать не менее 7 млрд евро.

К середине 2019 г. каждая страна должна будет разработать собственную национальную стратегию в области ИИ, касающуюся внедрения данных технологий и вопросов привлечения инвестиций. В дальнейшем национальные стратегии будут обсуждаться на уровне Европейского союза. Предполагается развивать государственно-частное партнерство, способствующее выработке стратегической программы исследований в области ИИ, а также сотрудничеству между научно-исследовательскими учреждениями и реальным сектором. Планируется организация фонда поддержки стартапов в области ИИ и блокчейна как на ранних стадиях развития, так и на этапе масштабирования, создание мировых экспертных центров в области ИИ и налаживание сотрудничества между ними, а также внедрение испытательных мощностей в таких областях, как подключенный транспорт. Создание хабов цифровых инноваций будет способствовать внедрению ИИ во все сферы экономики. На организацию роботизированных хабов предполагается направить 66 млн евро. Еще один инструмент поддержки технологий ИИ нового поколения – ​пилотная инициатива Совета Европы по инновациям.

Для развития ИИ необходим значительный объем защищенных наборов данных, в связи с чем будет создано общеевропейское пространство обмена данными в соответствии с Общим регламентом по защите данных ЕС. Особое внимание уделяется здравоохранению: в частности, планируется усовершенствовать диагностику и лечение онкозаболеваний с помощью внедрения технологий ИИ и создания общей базы данных с анонимными сведениями о состоянии пациентов. К середине 2019 г. будет запущен консультативный центр, способствующий развитию обмена данными в Европе и формированию экономики данных.

Развитие ИИ невозможно без высококвалифицированных кадров, однако сейчас в Европе наблюдается нехватка специалистов в области ИКТ, а также программ высшего образования, специализирующихся на ИИ. Улучшать текущую ситуацию собираются с помощью системы грантов. Предполагается внедрение концепции непрерывного обучения и развитие цифровых навыков среди самых широких слоев населения, особенно среди представителей тех отраслей, которые наиболее подвержены трансформации под воздействием ИИ. Базовым навыкам работы с ИИ станут обучать студентов непрофильным направлений (например, будущих юристов). Обеспечить приток высококвалифицированных специалистов из-за рубежа поможет миграционный инструмент «Голубая карта ЕС».

Возможности внедрения и использования ИИ тесно связаны с вопросами этики: инновационные технологии должны соответствовать фундаментальным правам и этическим нормам. Сейчас представители научно-исследовательских кругов, бизнеса и гражданского общества работают над созданием этических рекомендаций, регулирующих разработку и использование ИИ – ​уже в конце 2018 г. они должны быть вынесены на обсуждение с участием представителей Европейского альянса искусственного интеллекта (AI Alliance), после чего окончательно утверждены в марте 2019 г. В дальнейшем планируется распространить европейские ценности по всему миру, в связи с чем Европейская комиссия открыта для сотрудничества с представителями других регионов.

Для мониторинга внедрения нового плана и развития ИИ в Европе Европейская комиссия планирует использовать свой новый инструмент – ​сервис получения знаний AI Watch. Достижению успеха в данном направлении будет способствовать доработка политики единого цифрового рынка и создание соответствующей нормативно-правовой базы для ее реализации. Для этого необходимо ускорить процесс согласования между странами ЕС и Европарламентом законопроектов в области кибербезопасности и открытых данных, а также утвердить новый бюджет ЕС, в котором должны быть заложены расходы на НИОКР и внедрение ИИ.

 

Member States and Commission to Work Together to Boost Artificial Intelligence «Made in Europe». European Commission Press Release Database. December 7, 2018: http://europa.eu/rapid/press-release_IP


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Никита Куликов

Искусственное стимулирование развития технологий, наверное, единственный в настоящее время способ не отстать в технологическом развитии. И такого рода предложения, как создание профильных фондов и привлечение финансирования, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства, до сих пор остается ключевым и наиболее действенным в глобальном смысле. Работа с институтами и образовательными организациями также является основным нематериальным активом, который в совокупности с материальной поддержкой и даст необходимый эффект, способный сделать разработки в вопросах искусственного интеллекта в ЕС конкурентоспособными по сравнению с США и Китаем, считающимися лидерами в данном сегменте.

Вопрос разработки профильного законодательства и нормативно-правовых норм, действующих на территории ЕС, все еще остается открытым, т. к. имеющиеся на сегодняшний день ключевые для отрасли документы представляют собой скорее своды этических норм и не регламентируют развитие технологий. Можно предположить, что даже материальная поддержка не сможет дать максимально возможного эффекта без наличия необходимого законодательства. Однако, и это, безусловно, парадокс, принимать законы по правоотношениям, которые еще не наступили и в появлении которых мы до сих пор не можем быть уверенными (а с искусственным интеллектом иначе и быть не может), крайне сложно, и в ряде случаев такие законодательные новеллы могут быть некорректными и требовать дальнейшей доработки.

Стоит отметить, что крайне положительно выглядит решение озаботиться не только развитием и созданием новых технологий и правоотношений, но и их последующим внедрением – ​тем самым руководство ЕС делает заявку на участие в экономике будущего, которая и будет формироваться на такого рода технологиях и вопросах. И это тот положительный опыт, который стоит перенять и начать активно внедрять на территории России, учитывая, что несмотря на все заявления технологическая гонка, особенно за создание полноценного искусственного интеллекта, только началась, и явных лидеров, которые находились бы в недосягаемости, все еще нет.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ