Современные подходы подрядчиков Пентагона к управлению цепочкой поставок

Современные подходы подрядчиков Пентагона к управлению цепочкой поставок

Выпуск 25 (6699) от 19 декабря 2019 г.
РУБРИКА: УПРАВЛЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Современная ситуация в ВПК США характеризуется необходимостью совершенствования цепочек поставок, причем такую потребность испытывают как подрядчики Пентагона, так и сами военные. Попыток решения возникающих проблем много. Интерес, в частности, представляют трансформационный подход консалтинговой фирмы Boston Consulting Groop и намерения Военно-воздушного министерства США.

То, что генеральные подрядчики Пентагона должны осваивать новые подходы к сокращению издержек, связанных с цепочкой поставок, – ​очевидный факт. Условия ведения бизнеса американскими военными подрядчиками за последние несколько лет стали более проблематичными. Сокращение ряда оборонных бюджетов и числа финансируемых программ (при общем росте военных ассигнований) ограничили рост оборонной промышленности.

Традиционные подходы к совершенствованию производственно-сбытовых цепочек недостаточны для решения этих проблем. Любая попытка поставщика снизить свои затраты за счет конечного потребителя – ​это гарантированный способ потерять бизнес в ожесточенной конкурентной борьбе. Разрозненные усилия внутрикорпоративных функциональных групп приводят в лучшем случае к постепенным улучшениям и единовременным выгодам. Чтобы оставаться конкурентоспособными, основные подрядчики должны принимать меры по систематическому снижению затрат в цепочке поставок.

Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) представила опробованный трансформационный подход (см. рисунок), обеспечивающий устойчивое улучшение управления цепочками поставок. В основе лежат конкретные базовые проблемы производительности и текущие уровни зрелости цепочки поставок. Подход BCG помогает клиентам распознавать источники риска в цепочке поставок и разрабатывать планы смягчения последствий для получения прибыли. Возможности цепочки поставок повышаются за счет целенаправленного развертывания обучения и инструментария управления.



Источник: Boston Consulting Group

Блок-схема методики консалтинговой фирмы Boston Consulting Group по улучшению управления цепочкой поставок подрядчиков МО США

* Период освоения новой продукции начинается с изготовления опытного образца и завершается серийным производством продукции.

** Взаимодействие с потребителем на всех стадиях жизненного цикла продукции.

*** Процессы, в ходе которых разные группы сотрудничают для осуществления важных для всех функций, таких как обучение, стимулирование продаж и т. д.


Используя стратегический подход к управлению своими источниками и цепочками поставок, подрядчики могут сократить издержки, освоить новые направления деятельности и улучшить свои финансовые показатели на рынке с постоянно обостряющейся конкуренцией [1].

В свою очередь, МО США также ищет пути совершенствования своих цепочек поставок, но со стороны закупки и технического обслуживания. Новая Стратегия национальной обороны США – ​это «маршрутная карта» новой точки зрения МО США на Россию и КНР, которые бросают вызов доминированию ВС США за счет быстрого развития новых технологий. В ВВС США поставленные в «маршрутной карте» задачи решаются многими способами, включая сокращение сроков разработки новых технологий, возрождение культуры инноваций и переосмысление подхода к будущим конфликтам. Поскольку планируется сдерживать и, в случае необходимости, побеждать будущих противников, важно проявлять гораздо большую гибкость в сферах разработки и закупки оружия.

Одним из важных вопросов в будущем станет отношение к правам интеллектуальной собственности при закупках оружия. Исторически сложилось так, что подрядчики МО США обладали правами интеллектуальной собственности на широкий спектр вооружения, от истребителей до ракет и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов. Обладание правами интеллектуальной собственности, как правило, дает производителям военных систем почти исключительный контроль над модернизацией технологий в течение всего срока эксплуатации (иногда до нескольких десятилетий), когда многие виды систем вооружений остаются на складском хранении.

Эта бизнес-модель обеспечила подрядчикам Пентагона постоянную рентабельность за счет того, что по крупным контрактам на вооружение и системы вооружения итоговые выплаты часто перекрывают начальную цену. Перекрытие обеспечивается за счет работ по техническому обслуживанию и модернизации, которые проводятся только тем поставщиком, с которым был заключен контракт. Такая ситуация мешает другим фирмам конкурировать за модернизацию вооружения и систем вооружения. С целью решения этой проблемы Пентагон некоторое время назад нанял комплексную группу специалистов в различных областях, с тем чтобы определить лучшие стратегии в области интеллектуальной собственности.

Реальность такова, что ВВС США больше не могут позволить себе продолжать подобную практику закупок, если поставлена цель опередить русских и китайцев, быстро внедряющих инновации в таких областях, как квантовые вычисления, гиперзвуковые полеты и искусственный интеллект. Конгресс признал необходимость обеспечения большей гибкости, и недавно принял закон, предусматривающий большую свободу действий МО США при разработке стратегий в области интеллектуальной собственности.

Изменить нынешнюю модель приобретения оружия будет трудно, но не невозможно. Цель ВВС – ​не обанкротить и не нанести вред американской промышленной базе, а создать новую модель, в которой подрядчики МО США смогут получать прибыль, а ВВС – ​извлекать выгоды из увеличения гибкости в области своей цепочки поставок. Такой вариант будет беспроигрышным. Одна из идей, которая уже обсуждается, заключается в том, чтобы платить больше за новое оружие при закупке, а права интеллектуальной собственности использовать позднее, чтобы значительно сократить расходы на содержание и обслуживание.

В общей стоимости любого вооружения и систем вооружения около 70% связано с поддержанием функционирования после начала эксплуатации. Если при модернизации сложной системы не полагаться только на фирму-поставщика, а раскрыть творческий потенциал малых предприятий, в том числе стартапов, объем вносимых в оборонные программы инновационных идей существенно вырастет.

Специалисты ВВС считают, что такой же принцип может быть привнесен и в практику собственно закупки, а не последующего обслуживания вооружения и систем вооружения. Речь идет об абстрактном оружии – ​например, ракете – ​с открытой архитектурой и открытыми правами интеллектуальной собственности. Поскольку с течением времени требуется совершенствование этой ракеты, в рамках новой модели любая фирма сможет конкурировать за создание системы наведения, ПО или целеуказателя. Такая модель позволила бы снизить издержки, расширить промышленную базу и, по всей вероятности, улучшить качество вооружения и систем вооружения.

Таким образом, ВВС США желают обеспечить жизнеспособность военных подрядчиков и совместную работу с ними в рамках реализации стратегии «умной» интеллектуальной собственности. За счет этого предполагается обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности на технические данные и ПО от их использования в своих целях иностранными государствами. Это должно позволить Америке оставаться мировым лидером в области ИИ, аддитивного производства и профилактического обслуживания, а также снизить издержки.

Перспективность такого подхода хорошо иллюстрирует корпорация Apple. В 2010 г. она представила планшетный ПК iPad, дальновидно позволив любой фирме создавать приложения для него. Благодаря этому инженерно-технический персонал и проектировщики корпорации смогли сосредоточиться на создании более совершенных iPad. Результатом стала способная к трансформации технология, улучшенная благодаря вкладу тысяч фирм, разработавших уникальные приложения от Google Earth до Netflix [2].


Peddicor Thomas, Juliano Laura. A New Supply Chain Strategy for Defense Contractors. BCG, August 23, 2019: https://www.bcg.com/en-tr/industries/engineered-products-infrastructure/supply-chain-strategy-for-defence.aspx

Ayres Thomas E. Changing How We Buy Weapons Will Benefit Industry, Government and Taxpayers. Defense News, November 21, 2019: https://www.defensenews.com/opinion/commentary/2019/11/20/changing-how-we-buy-weapons-will-benefit-industry-government-and-taxpayers/?utm_source=clavis


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ирина Базилева

Уже более 30 лет США последовательно совершенствуют систему трансфера технологий, расширяя возможности для их передачи из гражданского сектора в военный по принципу «спин-ин» (spin-in). Это особенно важно для радиоэлектронной отрасли, где в гражданском секторе происходят активные инновационные процессы. Сокращение издержек посредством совершенствования цепочки поставок имеет важнейшее значение в условиях конкуренции среди поставщиков, поскольку сама цепочка поставок – ​это сложный многоступенчатый механизм, где крупные компании часто выступают в роли интеграторов, объединяющих множество средних и мелких поставщиков. К сожалению, в России трансфер технологий развивается очень медленно и, в первую очередь, из военного сектора в гражданский по принципу «спин-офф» (spin-off). В условиях современной международной ситуации, а также высокой конкуренции на мировом рынке вооружений необходимость развития российских критически важных технологий ощущается особенно остро. Несмотря на существующие проекты создания инновационно-территориальных кластеров с привлечением малых гражданских предприятий к сотрудничеству с предприятиями ВПК в сфере технологий двойного назначения, гражданский сектор высокотехнологичного производства в России находится в зачаточном состоянии. Гражданское машиностроение существует «внутри» сектора ВПК, что ограничивает конкуренцию и не способствует снижению издержек. Для развития высокотехнологичного гражданского сектора требуются серьезные изменения не только самой цепочки поставок, но и всего комплекса трансфера технологий вверх и вниз по цепочке, включая финансовые механизмы и маркетинговые инструменты поиска рыночных ниш.

Пример США по переходу к открытой архитектуре военной техники и открытым правам интеллектуальной собственности очень интересен для России. Такой подход может способствовать привлечению стартапов и малых инновационных предприятий к совершенствованию систем вооружений. Это могло бы способствовать развитию гражданского высокотехнологичного сектора и ускорить трансфер технологий. Препятствием для этого является существующая нормативная база, длительные сроки секретности военных технологий, отсутствие инфраструктуры управления процессами трансфера технологий, а также отсутствие необходимых компетенций как внутри ВПК, так и в структурах государственного управления. В этой связи следует обратить внимание на приведенный в статье фактор «люди и корпоративная культура», являющийся одним из ключевых в обеспечении успешности цепочки поставок.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 12(6686) от 20 июня 2019 г. г.
Выпуск 2(6726) от 28 января 2021 г. г.