Корпорация Sony вступает в борьбу за лидерство в сфере искусственного интеллекта

Корпорация Sony вступает в борьбу за лидерство в сфере искусственного интеллекта

Выпуск 25 (6699) от 19 декабря 2019 г.
РУБРИКА: БИЗНЕС

Японская компания Sony, один из крупнейших производителей бытовой электроники, создала новое структурное подразделение – ​Sony AI, которое будет заниматься перспективными исследованиями в области искусственного интеллекта (ИИ). Таким образом, Sony вступает в прямую борьбу с Google и Facebook в сфере передовых разработок и проектов по ИИ. Цель – ​усилить свои позиции в постоянно ускоряющейся глобальной гонке. Новая организация официально начнет работу в декабре 2019 г.

Заявлено, что подразделения Sony AI откроются в Токио (Япония), Остине (шт. Техас, США) и неназванном европейском городе. Осуществлять руководство глобальной деятельностью организации будет Хироаки Китано, президент и главный исполнительный директор Sony Computer Science Laboratories (Sony CSL). Руководителем американского отделения станет Питер Стоун, профессор компьютерных наук Техасского университета в Остине. Стратегия Sony AI – ​привлечь как можно больше всемирно признанных специалистов в области ИИ. При этом Sony не раскрыла численность научно-исследовательского и инженерно-технического персонала новой группы.

Сама по себе Sony AI не является ни независимым производственно-хозяйственным подразделением, ни подразделением Sony CSL. Скорее, это центр базовых НИОКР Sony в области ИИ, результаты работ которого будут использованы в соответствующих проектах корпорации.


Три проекта в сфере ИИ

Sony AI определила для своего дебюта три «флагманских» проекта: игры, визуализация и сенсорика, кулинария. Цель состоит в том, чтобы использовать технологии ИИ для повышения ценности существующих игровых и аппаратных средств Sony (средств визуализации и датчиков). ИИ и видеоигры уже сегодня дополняют друг друга – ​так, ИИ успешно помогает разработчикам тестировать игры перед выпуском, в ускоренном режиме обкатывать предварительные версии ПО с целью выявления ошибок. Кроме того, эффективные инструменты для внутриигровой аналитики может предложить машинное обучение, позволяющее разработчикам изучать поведение игроков, исследовать «нахождение путей» в игре или даже автоматизировать игровые конструкции.

Точно так же ИИ суждено сыграть важную роль в производстве и проектировании датчиков. С учетом мирового лидерства Sony в области КМОП-формирователей сигналов изображения, датчиков времени полета и т. п., ИИ почти наверняка расширит возможности производимого корпорацией оборудования. По мнению многих экспертов, добавление ИИ в область краевых вычислений при разработке датчиков следующего поколения позволит достичь целей, которые сегодня представляются недостижимыми.

Остается не вполне ясным, что именно Sony имеет в виду, говоря об использовании результатов исследований ИИ в кулинарии. Представитель корпорации предоставил видеоролик, демонстрирующий сотрудничество между шеф-поварами, робототехникой и ИИ.


Почему Sony занялась исследованиями в сфере ИИ только сейчас?

Sony AI создается не просто для внедрения ИИ в различные подразделения Sony Group, но в первую очередь для различных исследовательских проектов, в том числе касающихся этики ИИ. При этом стоит вспомнить, что японский гигант потребительской электроники занялся интеграцией искусственного интеллекта и эмоций в робототехнику уже давно – ​к примеру, «робот-питомец» AIBO от Sony был представлен еще в мае 1999 г. AIBO – ​по-японски «приятель», но также и сокращение названия «робот с искусственным интеллектом».

Почему же Sony так долго шли к формированию собственного подразделения для проведения НИОКР в сфере ИИ? Дело в том, что в течение многих лет корпорация занималась различными проектами помимо AIBO и не считает себя опоздавшей в указанной сфере. Sony уверена, что ее наработки в области ИИ, даже если их результаты еще не опубликованы, могут претендовать на равный уровень с разработками корпораций Google или Facebook. При создании второго поколения AIBO Sony представила новый интерфейс прикладного программирования (API), обеспечивающий разработчикам ПО возможность создания новых приложений на платформе AIBO. Сервис ежемесячной подписки позволит клиентам обновлять систему, загружая ПО по радиоканалу. Иными словами, Sony уже разработала платформу, продукт, бизнес-модель и базовые технологии для своего ИИ.


Руководители Sony AI – ​кто они?

Китано, который возглавит Sony AI, – ​один из ведущих исследователей в сфере ИИ в мире. Он пришел в Sony CSL в середине 1990‑х гг., и в настоящее время является президентом Sony CSL и профессором Института науки и технологий префектуры Окинава.

Sony CSL, основанная в 1988 г., славится своей независимостью и секретностью. Известно, что около 30 специалистов из Токио и Парижа проводят уникальные исследовательские проекты, не обязательно связанные с основными направлениями деятельности Sony. Оригинальный AIBO был создан именно в этой лаборатории, а Китано был одним из членов группы разработчиков. Второе поколение AIBO уже представляет собой коммерческий продукт и производится не Sony CSL, а отдельным бизнес-подразделением.

Помимо управления Sony CSL, новая обязанность Китано состоит в управлении Sony AI – ​для начала в привлечении специалистов мирового класса в области ИИ. Новые инициативы требуют разнообразия талантов и междисциплинарного подхода, а о нестандартных подходах самого Китано к решению основных проблем Sony CSL можно узнать из его лекции в Римском университете Сапиенца, прочитанной в 2018 г.

В биографии Китано на веб-сайте Sony сказано, что он изучал физику элементарных частиц в колледже, затем перешел к компьютерным наукам, в частности к исследованиям в области ИИ, а затем занялся исследованиями в области параллельного ИИ, систем распо-знавания голоса и машинного обучения. Докторская диссертация Китано по машинному переводу получила название «Исследование ментальных и лингвистических механизмов осуществления процессов синхронного перевода» (Speech-to-Speech Translation: a Massively Parallel Memory-Based Approach).

Исследовательские интересы Китано необычайно широки: от робототехники и наук о жизни до системной биологии и ИИ. После изучения нескольких научных дисциплин Китано решительно написал: «Стало ясно, что человеческий интеллект может не справиться с обширностью и сложностью живых систем и данных, сгенерированных для целостного понимания этих систем. Должна быть разработана такая система ИИ, которая может помочь человеку в научных исследованиях и увеличить скорость научных открытий. Это может означать, что модальность самого научного исследования может трансформироваться в симбиотическую деятельность по формуле «человек–ИИ».

Не следует сразу воспринимать идеи Китано как пустое прожектерство. В надежде ускорить прогресс в области ИИ и робототехники он решил, что ключевым моментом должна стать постановка большой цели. Эта идея в конечном итоге переросла в научно-культурный проект RoboCup по созданию команды полностью автономных роботов-гуманоидов, способных выиграть чемпионат мира по футболу в 2050 г. Китано – ​президент-основатель Федерации RoboCup, а ее действующим президентом стал Питер Стоун, руководитель американского отделения Sony AI и один из широко цитируемых специалистов проекта Reinforcement Learning and Robotics («Обучение с подкреплением и робототехника»). На веб-сайте Техасского университета в Остине Стоун представлен как основатель и директор Исследовательской группы по обучающим агентам (Learning Agents Research Group, LARG) лаборатории ИИ факультета компьютерных наук и заведующий кафедрой университетской программы по робототехнике. Основная цель программы Стоуна в области ИИ – ​понять, как лучше всего создавать полноценных интеллектуальных агентов. Стоун считает основными возможностями таких агентов адаптацию, взаимодействие и воплощение, поэтому свои исследования он сосредоточил главным образом на машинном обучении, многоагентных системах и робототехнике.


Yoshida Junko. It’s Sony AI vs. Facebook, Google. EE Times, November 19, 2019: https://www.eetimes.com/document.asp?doc_id=1335303


В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Sony CSL

Дата основания : февраль 1988 г.
Штабквартира: г. Токио, Япония.

Первоначально Sony CSL была создана для проведения фундаментальных исследований компьютерных систем, включая ОС, Интернет и пользовательские интерфейсы. По мере развития организации она была перепрофилирована на изучение способов использования компьютеров в различных областях, таких как системная биология, эконофизика и ИИ.


Основные направления исследований Sony CSL

Кибернетический интеллект – ​создание интеллектуальных систем и моделирование процессов реального мира на основе ИИ и анализа данных. Наработки компании уже позволили повысить рентабельность микроэлектронных предприятий с помощью эконофизики. В настоящее время Sony CSL проводит исследования в области теоретической физики с применением ИИ.

Будущее человечества. По мнению руководства компании, будущее уже существует в воображении передовых исследователей, в связи с чем Sony CSL осуществляет их поддержку, помогая создавать проекты технологий будущего.

Расширение возможностей человека – ​исследования, посвященные расширению и дополнению человеческих возможностей с помощью высоких технологий. Имеется в виду не только интеллект, но и творческие, когнитивные способности, физические возможности и физическое состояние (здоровье).

Устойчивое развитие энергетики. Для развитых стран рассматриваются способы преобразования централизованных энергосистем в распределенные электроэнергетические системы, использующие в основном возобновляемые источники энергии. Для развивающихся стран создаются масштабируемые региональные энергосистемы, позволяющие минимизировать затраты и легко справляющиеся с расширением числа пользователей.

Продукты питания и здравоохранение.


Стартапы, созданные Sony CSL для проведения НИОКР и выпуска опытных образцов

GHELIA: стремится создать общую среду для людей и ИИ. Создана в июне 2017 г. как совместное предприятие Sony CSL, UEI Corporation и WiL, LLC.

Sony Global Education (SGED): ставит своей целью использование инновационных технологий для предоставления образовательных услуг людям во всем мире. Основана в 2015 г.

Koozyt: создает широкий спектр приложений, услуг и технологических решений, начиная от бизнеса и заканчивая индустрией развлечений, на основе технологий взаимодействия (дополненная реальность, распо-знавание лиц, распознавание активности). Основана в июле 2007 г. сотрудниками Sony CSL, разработавшими средство PlaceEngine.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ