Разработка Elektrobit для снижения нагрузки на разработчиков автомобильного ПО

Разработка Elektrobit для снижения нагрузки на разработчиков автомобильного ПО

Выпуск 24(6723) от 10 декабря 2020 г.
РУБРИКА: АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

С тех пор как корпорация Tesla показала способ улучшения характеристик всего автомобиля с помощью радиообновлений ПО, традиционные производители автомобилей начали утверждать, что они тоже наращивают усилия по разработке ПО для проектирования «программно-управляемых автомобилей».

Программно-управляемые автомобили – ​хорошая тема для разговоров с акционерами автопроизводителей, однако создание и поддержка огромной внутренней команды разработчиков ПО – ​скорее несбыточная мечта. Производителям машин выгоднее прибегать к услугам специализированных фирм. Среди них – ​компания Elektrobit (EB, Эрланген, Германия), один из ведущих поставщиков встраиваемого ПО для автомобильной промышленности. Недавно она представила «первую в отрасли программную платформу» под названием EB xelor.

Платформа предназначена для производителей автомобилей и позволяет им ускорить разработку автомобильной архитектуры следующего поколения. EB xelor состоит из проверенного в производстве ПО Elektrobit, а также ПО с открытым исходным кодом и ПО независимых поставщиков. Подчеркивается, что программные компоненты EB xelor «безопасны, стабильны и легко обновляются».

Известно, что неизменные (недифференцируемые) программные компоненты составляют примерно 60% ПО транспортных средств. Отличие одного пакета автомобильного ПО от другого обеспечивается остающимися 40%, которые и отвечают за дифференциацию программной продукции. ПО автомобиля, как правило, используется весь жизненный цикл машины, около 10–15 лет. Блочно-модульный принцип его формирования облегчает и создание программного продукта, и его обновления. Кроме того, такой подход позволяет снизить стоимость разработки. В чем-то это напоминает создание «систем-на-кристалле» (SoC) с применением повторно используемых сложнофункциональных (СФ) блоков. Кстати, платформа EB xelor используется и для обновления микроПО SoC, входящих в состав автомобильной электроники

В платформу EB xelor входят:

высокопроизводительный программный стек функциональной безопасности на базе Linux и платформы AUTOSAR Adaptive;

стек ПО реального масштаба времени и безопасности на основе платформы AUTOSAR Classic;

EB tresos – ​гипервизорное ПО для высокопроизводительных обновлений автомобильных So C.

В настоящее время платформа EB xelor ориентирована на два семейства автомобильных SoC – ​ИС фирм NXP и Renesas. Elektrobit предлагает проверку данных SoC на уровне системы, после чего производители автомобилей могут добавить в эти стеки ПО для конкретных моделей. Платформа EB xelor также включает возможность управления работоспособностью, инструменты и сервисы для автоматизации сборки и облегчения интеграции (рис. 1).



Источник: Elektrobit

Рисунок 1. Структура платформы EB xelor

* HPC – высокопроизводительные вычисления.

** SDK (software development kit) – набор инструментальных средств разработки программного обеспечения, включающий библиотеки, заголовочные файлы, help-файлы, документацию и т. п.


Такую фундаментальную платформу, как EB xelor, могут использовать любые производители автомобилей. Это связано с тем, что, когда автопроизводители переходят от устаревших автомобилей к усовершенствованной платформе, основанной на консолидированных центральных высокопроизводительных контроллерах, им необходимо не только написать большие объемы новых кодов, но и интегрировать множество утилит с открытым исходным кодом. Соавторами любого такого программного проекта для Elektrobit становятся автомобильный OEM-производитель, поставщик автомобильной электроники первого уровня и сторонние разработчики ПО.

Примером подобного проекта может служить сотрудничество Elektrobit с концерном Volkswagen. В его рамках было создано ПО высококонсолидированных электронных блоков управления (ЭБУ) электромобиля ID.3 – ​первого полностью электрического транспортного средства Volkswagen с несколькими высокопроизводительными блоками управления двигателем. Состав ЭБУ варьировался от контроллеров кузова и информационно-развлекательной системы до бортового коммуникационного блока и модуля приемопередатчика. Объемы работ по данному проекту приведены на рис. 2.



Рисунок 2. Работы по созданию ПО для ЭБУ Elektrobit и Volkswagen

* Шина CAN, также протокол CAN (controller area network) – асинхронная последовательная коммуникационная шина, использующая в качестве среды передачи витую пару проводов и ориентированная прежде всего на объединение различных исполнительных устройств и датчиков. Протокол CAN реализует первый и второй уровень эталонной модели OSI. При скорости передачи 1 Мбит/с длина шины может достигать 40 м. При меньших скоростях длину можно увеличить до 1 км.

** LIN (Local Interconnect Network) – стандарт дешевых локальных сетей обмена данными на коротких расстояниях, разработанный консорциумом европейских автопроизводителей и фирм-смежников. Основные задачи – объединение автомобильных подсистем и узлов (дверные замки, стеклоочистители, стеклоподъемники, управление магнитолой и климат-контролем, электролюк и т. д.) в единую электронную систему. LIN-протокол утвержден Европейским автомобильным консорциумом как дешевое дополнение к сверхнадежному протоколу CAN.


Yoshida Junko. Elektrobit Aims to Reduce Car OEMs’ Software Dev Burden. EE Times magazine, November 25, 2020: https://www.eetimes.com/elektrobit-aims-to-reduce-car-oems-software-dev-burden/


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.
Выпуск 23(6747) от 25 ноября 2021 г. г.
Выпуск 18(6742) от 16 сентября 2021 г. г.
Выпуск 17(6741) от 02 сентября 2021 г. г.