Носимые устройства бытовой и медицинской электроники
Недавно группа Yole Développement (Лион, Франция) представила исследование «Носимые устройства в потребительских и медицинских приложениях за 2020 г.» (Wearables in Consumer and Medical Applications 2020 report). В нем содержится подробный анализ технологий носимых приборов, ориентированных на потребительскую и медицинскую электронику, обзор новых функций носимых устройств и соответствующих датчиков.
Основные выводы, сделанные специалистами Yole, следующие:
ожидается, что к 2025 г. объем рынка носимых устройств достигнет 97,9 млрд долл., при этом среднегодовой темп прироста в сложных процентах (CAGR) в 2019–2025 гг. составит 11,2%;
приближается эра слуховых аппаратов и наушников: в 2025 г. их продажи составят примерно 35 млрд долл., в том числе наушников-вкладышей – 26 млрд долл.;
потребительские носимые устройства укрепляют свое присутствие в секторе медицинской электроники;
рынок носимых устройств столкнулся с проблемами из-за текущей ситуации с эпидемией COVID‑19.
Ведущим поставщиком в сфере носимых устройств остается корпорация Apple, занимающая почти 40% мирового рынка. Ее основные конкуренты, Samsung и Xiaomi, контролируют 7 и 6% продаж соответственно.
В плане технологических перспектив решения на основе MEMS по-прежнему являются ключевыми с точки зрения миниатюризации и оптимизации энергопотребления (рис. 1).
Источник: Yole Développement
Рисунок 1. Динамика рынка носимых устройств в 2014–2025 гг.
Большое значение для сокращения времени вывода на рынок и снижения затрат имеет возможность обработки нескольких параметров через специализированную платформу (рис. 2).
Источник: Yole Développement
Рисунок 2. Потребительские носимые устройства – от фитнеса до функций здравоохранения
Эпоха носимых устройств определенно наступила, и это подтверждается большим спросом со стороны потребителей. Будь то приборы, носимые как браслет, носимые на голове приборы или умные наушники, носимые непосредственно на теле устройства или умная одежда – к 2025 г. их суммарные продажи приблизятся к 100 млрд долл.
В настоящее время носимые устройства даже считаются новой волной потребительской электроники, рассматриваемой как фактор роста производителями смартфонов, рынок которых достиг зрелости. Соответственно, темпы роста их продаж измеряются теперь однозначными показателями, а параллельно растут доходы поставщиков услуг, реализуемых через носимые приборы. Что же делает носимые устройства такими привлекательными?
Причина в двух основных приложениях: фитнес и здоровье. Если спортсмены быстро оценили удобство фитнес-браслетов для отслеживания своих результатов, то приложения для мониторинга состояния здоровья быстро стали популярными среди широкой публики, использующей умные часы и наушники, причем последние вызвали большой интерес. Этот успех объясняется необходимостью количественной самооценки, позволяющей людям контролировать параметры своего здоровья в рамках профилактического подхода к хроническим заболеваниям. Кроме того, играет свою роль и преобразование систем здравоохранения с целью снижения затрат.
В результате расширение количества функций носимых устройств стало необходимым для удовлетворения потребностей наибольшего числа пользователей. Эти функции могут быть связаны с использованием систем, обеспечивающих больший комфорт или интерактивность, со сбором жизненно важных параметров или даже данных об окружающей среде. Добавление возможностей искусственного интеллекта призвано объединить всю собираемую информацию с целью помочь пользователю в прогнозировании и принятии решений.
Носимые устройства не только вызвали интерес у игроков в сфере бытовой электроники, но и привлекли внимание производителей медицинского оборудования, особенно в период пандемии COVID‑19, в связи с которой носимые устройства с функциями здравоохранения все шире применяются для отслеживания жизненно важных параметров организма. Однако выполнение медицинских функций не превращает носимые приборы в специализированные устройства. Компании, выпускающие бытовые носимые устройства, в основном нацелены на фитнес и велнес (англ. wellness, от be well – «хорошее самочувствие» или «благополучие», концепция здорового образа жизни). В свою очередь, компании, выпускающие медицинские носимые устройства, сосредоточены на мониторинге и диагностике пациентов. Ключевыми критериями для этих медицинских носимых устройств будут надежность систем и точность данных, которые они генерируют. Так, минимально инвазивные датчики CGM предоставляют людям с диабетом альтернативу измерениям с помощью глюкометров, обеспечивая простоту использования и комфорт. Более широкое применение умных пластырей позволяет больницам раньше отправлять пациентов домой и контролировать их удаленно. Сегодня в структуре продаж носимых устройств на медицинские приборы приходится около 20%.
В то же время границы между сертифицированными носимыми медицинскими устройствами и потребительскими носимыми устройствами, включающими в себя функции здравоохранения, постепенно стираются. Развитие биосенсорных платформ, интегрируемых в носимые устройства – умные часы, а в последнее время и в наушники, – достигло медицинского уровня. В этой конкурентной борьбе производители потребительских носимых устройств предлагают доступные цены на системы и возможности крупномасштабного производства, что, в свою очередь, может принести пользу в проведении широких клинических исследований с массовым сбором данных.
В то время как степень взаимопроникновения между медицинским сектором и потребительским здравоохранением с учетом внебиржевых продаж растет, конкуренция между поставщиками потребительских и медицинских устройств также усиливается. Производители бытовых электронных систем занимают наибольшую долю рынка. Неудивительно – хотя бы потому, что эти компании являются производителями смартфонов и другой массово выпускаемой продукции.
How Will Wearables Boost the Consumer and Medical Electronics Market? i-Micronews, October 21, 2020: https://www.i-micronews.com/how-will-wearables-boost-the-consumer-and-medical-electronics-market/