Обзор ключевых компаний в сфере платформ автономных транспортных средств

Обзор ключевых компаний в сфере платформ автономных транспортных средств

Выпуск 22 (6721) от 12 ноября 2020 г.
РУБРИКА: АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

Разработками в сфере автономных транспортных средств сегодня заняты такие крупные компании или совместные проекты, как Waymo, Cruise, Argo.ai, Aurora, nVidia, Amazon-Zoox, Motional, а также ряд китайских компаний и некоторые агрегаторы такси. Вниманию читателей предлагается продолжение исследований EE Times, представленных в выпуске 11 (Автомобильная электроника: Платформы и экономика автономных транспортных средств).

Журналисты еженедельника EE Times рассмотрели пять основных платформ автономных транспортных средств (autonomous vehicle, AV). Общий объем инвестиций по соответствующим компаниям за период 2019–2020 гг. составляет приблизительно 32 млрд долл. (см. таблицу). Каждая из этих фирм или платформ характеризуется собственными подходами и стратегиями. Значительное влияние на разработку AV-платформ оказывают корпорации компании nVidia и Amazon-Zoox.


Таблица

ОСНОВНЫЕ ПЛАТФОРМЫ АВТОНОМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Платформа / Основной разработчик

Объем инвестиций

Тестирование платформ

Waymo (дочерняя компания Alphabet Inc.)

От 4 до 5 млрд долл. В 2020 г. Waymo получила венчурное финансирование в размере 3 млрд долл.

Общее число машин, используемых при тестировании AV-платформ, – 600 единиц. Из них около 400 – ​в службе роботакси Waymo One (Финикс, шт. Аризона, США). Тестирование проводится в реальном и виртуальном режимах. В целом к настоящему времени в рамках испытаний на дорогах машинами с AV-платформами пройдено более 33,7 млн км. В рамках виртуальных испытаний общий пробег составляет 27 млрд км (с конца марта до середины мая испытания были прекращены из-за пандемии COVID‑19). Среднемесячное приращение тестового пробега 1,61 млрд км

Cruise (в составе General Motors)

От GM: 728 млн долл. (2018), 1 млрд долл. (2019); также 7 млрд долл. от SoftBank, Honda и нескольких венчурных капиталистов. Общая оценка венчурных капиталовложений – ​около 20 млрд долл.

В общей сложности с 2017 по 2019 г. AV прошли 2,2 млн км, предположительное общее количество тестовых миль AV в настоящее время – ​более 3,2 млн км. Данные о виртуальных тестовых милях AV от Cruise отсутствуют

Argo.ai

Корпорация Ford в 2017 г. взяла на себя пятилетнее обязательство инвестировать в Argo 1 млрд долл. В июне 2020 г. закрылась инвестиционная сделка между Argo и Volkswagen: VW инвестирует 2,6 млрд долл. в Argo в рамках сотрудничества VW и Ford в области AV, электромобилей и других технологий

Около 1,6 млн виртуальных км в день

Aurora

690 млн долл. венчурного финансирования (один из инвесторов – ​Hyundai)

Aurora сосредоточена на виртуальном тестировании. Несколько AV-систем проходят дорожные испытания. Согласно данным тестирования Департамента автотранспорта Калифорнии, в 2019 г. Aurora использовала только 6 AV, однако у нее имеются дополнительные AV в Питтсбурге (шт. Пенсильвания, США)

Motional (совместное предприятие Aptiv и Hyundai)

Общий вклад Aptiv и Hyundai составляет 4 млрд долл.

Motional управляет более чем 100 AV-системами во многих городах, включая Лас-Вегас, Бостон и Сингапур. В январе 2020 г. AV-автомобили совершили более 100 тыс. поездок в качестве роботакси в присутствии водителей


Waymo

Компания Waymo признана лидером в разработке программных платформ AV благодаря раннему запуску в 2009 г. и обширным инвестициям. В Waymo работает около 1500 сотрудников.

Программная платформа Waymo Driver ориентирована на три сценария использования AV. Сценарий использования роботакси с платными клиентами был развернут в американском Финиксе в декабре 2018 г. Пробная эксплуатация Early Rider была начата в июне 2017 г. в качестве бесплатной услуги. Тогда система помощи водителю использовалась в качестве резервной, но в сентябре 2019 г. Waymo запустила сервис без водителя. Доля поездок без водителя составляла менее 10% от общего числа поездок, но вскоре, по данным Waymo, почти все поездки будут обслуживаться роботакси без водителя (только в Финиксе).

Кроме того, Waymo тестирует доставку товаров с помощью фургонов, используемых в ее службе роботакси. В I кв. 2020 г. был запущен пилотный проект с Единой службой доставки посылок (United Parcel Service, UPS): фургоны Waymo забирают посылки в магазинах и доставляют их на сортировочные станции UPS.

Также на программной платформе Waymo Driver тестируются автономные грузовики под брендом Waymo Via. Компания Waymo Via начала испытания в транспортном коридоре Техас – ​Нью-Мексико – ​Аризона – ​Калифорния. Центром тестирования автономных грузовиков стал Даллас (шт. Техас).

Стратегия Waymo состоит в том, чтобы лицензировать свою программную платформу Waymo Driver автопроизводителям (потребительские и коммерческие автомобили), операторам автопарков и другим участникам, использующим AV. Ожидается, что компания расширит предоставление услуги роботакси и на другие города, кроме Финикса.

Среди партнеров Waymo – ​несколько OEM-производителей, таких как Renault, Nissan, Volvo, Jaguar и Fiat Chrysler (FCA). Компания также работает с Magna, которая интегрирует FCA Pacifica и Jaguar I-Pace с оборудованием AV и необходимыми для его работы датчиками. Waymo заказала 60 тыс. машин Pacifica и 22 тыс. I-Pace для использования в будущих AV, но график поставок этих автомобилей недоступен и, по всей видимости, может быть изменен.


Cruise

Компания Cruise была основана в 2013 г. и приобретена корпорацией General Motors (GM) в феврале 2016-го примерно за 1 млрд долл. GM продолжает инвестировать в Cruise и в настоящее время является лидером по затратам на платформы АТС среди автопроизводителей. В Cruise работает около 2000 сотрудников, для тестирования используются более 250 AV-систем.

Впоследствии к GM для инвестирования в Cruise присоединилась Honda, и в январе 2020 г. три компании анонсировали полностью электрический AV Origin – ​первый автомобиль, разработанный специально для сценариев использования AV, включая аппаратное резервирование для работы без водителя. Запуск в производство запланирован на 2022 г. на заводе GM в Детройте.

Когда штат Калифорния разрешит использовать роботакси, Cruise собирается развернуть соответствующую сеть в Сан-Франциско. По мере доступности планируется задействовать автомобили Origin. С середины 2018 г. компания предоставляет услуги роботакси в Сан-Франциско своим сотрудникам.

Cruise также намерена развивать доставку товаров с помощью AV. Когда разразилась пандемия COVID‑19, Cruise начала использовать свои AV в Сан-Франциско для доставки посылок в местные продовольственные банки и аналогичной помощи, осуществив более 100 тыс. доставок.


Argo.ai

Компания основана в 2016 г., ее основные клиенты и инвесторы – ​Ford и Volkswagen. Argo намерена продавать свою программную платформу AV другим фирмам.

У Argo есть некоторые очевидные преимущества: ее генеральный директор обладает бóльшим опытом в автомобильной промышленности, чем руководители конкурентов, и проводимая им политика выглядит более продуманной и менее претенциозной в сравнении с тем, что делают другие разработчики программного обеспечения AV, при этом компания публикует весьма ограниченную информацию о своей деятельности по тестированию AV. В компании верят в эффективность AV-моделирования: объем испытаний равен примерно 1,6 млн виртуальных км в день. Принадлежащий Argo парк AV оценивается в 150 экземпляров.

Argo ориентируется на два сценария использования: грузовые AV и роботакси. Оба варианта тестируются совместно с Ford в Майами. Тестирование роботакси Argo проводила вместе с Lyft, в тестировании AV-доставки товаров принимали участие компании Walmart, Postmates и Domino. Argo также использовала свои тестовые AV-автомобили для доставки товаров во время эпидемии COVID‑19 в Питтсбурге.


Aurora

Компания Aurora создана в 2017 г. тремя основателями с опытом работы в сфере AV. Генеральный директор Aurora, до того как стать соучредителем компании, руководил AV-разработкой Waymo. Программная платформа Aurora, как и у Waymo, носит название Driver и ориентирована на множество вариантов использования AV. Aurora Driver интегрирована с шестью категориями транспортных средств: седанами, внедорожниками, минивэнами, большими коммерческими автомобилями и грузовиками.

Aurora – ​самая независимая из всех компаний, занимающихся платформами ПО AV, поскольку не связана с крупными OEM, за исключением Hyundai, инвестировавшей в Aurora немалые средства. В число инвесторов также входит Amazon. По состоянию на май 2020 г. в Aurora работало около 500 человек.

Компания развивает собственную экосистему Aurora для поддержки широкого круга партнеров, включая производителей автомобилей и операторов автопарков, начиная от услуг пассажироперевозки до логистики и услуг по управлению автопарком. Ядро экосистемы – ​программное обеспечение платформы Aurora Driver и оборудование для автономного вождения. Особенность Aurora Driver – ​значительная степень независимости от другого управляющего оборудования автомобиля. Второе ядро – ​Aurora Cloud – ​представляет собой единый интерфейс для партнеров.

По словам представителей компании, «экосистема Aurora была спроектирована с учетом гибкости, поэтому Aurora Driver может быть сначала развернута в приложениях для перевозки грузов от производителя к поставщикам, затем для доставки товаров непосредственно потребителю и, наконец, в сетях перевозки пассажиров». При отладке платформы Aurora Driver компания сосредотачивается в первую очередь на виртуальном тестировании, и лишь после тысяч виртуальных миль переходит непосредственно к дорожным испытаниям.


Motional

Motional – ​это совместное предприятие Aptiv и Hyundai (обоим принадлежит по 50% акций компании), специализирующееся на потребительских роботакси. Компания разрабатывает программную AV-платформу для поставщиков услуг роботакси, операторов автопарков и производителей автомобилей, развертывание планируется в 2022 г.

В основе платформы Motional лежит главным образом AV-технология Aptiv. Компания Aptiv стала одной из первых фирм, начавших приобретать AV-стартапы, такие как Ottomatika в 2013 г. и nuTonomy в 2017-м, и отлично справилась с интеграцией этих приобретений в мощную программную AV-платформу для использования в роботакси.


Nvidia

Компания nVidia известна в первую очередь своим явным лидерством в поставках ИС графических процессоров для компьютерного AV-оборудования. Но она также поставляет большое количество ПО AV, уделяя особое внимание программным инструментам и платформам, необходимым для разработки, тестирования и поверки программных платформ AV у клиентов. Ключ к успеху компании – ​CUDA, платформа параллельных вычислений и модель интерфейса прикладного программирования. Ее программный уровень дает прямой доступ к виртуальному набору команд графического процессора и параллельным вычислительным элементам.

Платформа CUDA стала ведущей для разработки алгоритмов и приложений ИИ с использованием машинного обучения и нейронных сетей. Графические процессоры nVidia способны обеспечить всевозрастающую производительность вычислений, необходимую приложениям ИИ, с помощью совместимых процессоров GPU разных поколений. Аналогичная динамика наблюдается в индустрии AV‑ оборудования и ПО.

Компания также отдает себе отчет, что разработку программного обеспечения AV и особенно обучение моделей искусственного интеллекта сложно выполнять на ПК и для этого должны быть задействованы крупные ИТ-системы или облачные системы, такие как AWS, Azure, Google. В поставляемых ею ИТ-системах используются графические процессоры, совместимые с графическими процессорами, интегрированными в автомобильные AV-системы на базе nVidia. Благодаря этому разработка и тестирование AV-систем с использованием графических процессоров nVidia становятся выгодным занятием. nVidia особенно сильна в виртуальном тестировании – ​для этого комбинируются аппаратные и программные платформы AV, которые могут использовать клиенты компании.

На виртуальной конференции 2020 г., посвященной графическим процессорам (nVidia’s GPU Technology Conference (GTC)), nVidia представила свою облачную веб-платформу MagLev 2.0 для разработки ПО AV (см. рисунок). Презентация показывает, насколько разработка ПО AV отличается от разработки традиционного автомобильного ПО, такого как информационно-развлекательные системы или приложения помощи водителю ADAS. Ключевое отличие – ​в объеме данных, поступающих с датчиков (в петабайтах), которые необходимо изучить и встроить в основанные на ИИ алгоритмы логического вывода, используемые в ПО AV.



Источник: nVidia

Облачная веб-платформа MagLev 2.0 для разработки программного обеспечения AV

* Data Lake — «Озеро данных», хранилище данных, которое может хранить большие объемы структурированных, полуструктурированных и неструктурированных данных.

** Kubernetes – открытое ПО для автоматизации развертывания, масштабирования контейнеризированных приложений и управления

ими. Поддерживает основные технологии контейнеризации, включая Docker, rkt, также возможна поддержка технологий аппаратной виртуализации.


Amazon-Zoox

Amazon уже несколько лет инвестирует в автономные транспортные средства, что неудивительно, учитывая, что эта логистическая компания – ​одна из крупнейших в мире. В 2020 г. Amazon, по прогнозам, отправит по всему миру около 10 млрд посылок. В феврале 2019 г. Amazon в рамках венчурных инвестиций вложила 530 млн долл. в компанию Aurora, платформа которой – ​Aurora Driver – ​предназначена для грузовых AV, автономных грузовиков и роботакси, и Amazon весьма заинтересована в первых двух применениях. Также Amazon разработала собственный автономный мини-робомобиль для т. н. «доставки последней мили» – ​полевые испытания Amazon Scout начались в январе 2019 г. в Вашингтоне, – участвовала как партнер в концептуальном проекте Toyota e-Palette, а сейчас проводит тестирование перед запуском автономных грузовиков Embark.

Самая крупная инвестиция Amazon в AV – ​это приобретение фирмы Zoox за 1,2 млрд долл. в июне 2020 г. Zoox, использующая альтернативный подход к своему роботакси, разрабатывает как программную платформу AV, так и индивидуальную архитектуру автомобиля с четырехколесным рулевым управлением и без различия между движением назад и вперед. Из-за пандемии COVID‑19 венчурные инвестиции в AV сильно упали, и Zoox начала искать партнера, который смог бы ее приобрести. Планируется, что Zoox продолжит разработку своей программной платформы роботакси, а Amazon задействует эту программную платформу для коммерческих AV и сможет также использовать специализированную автомобильную архитектуру в будущем. При этом у Amazon есть варианты – ​она может предпочесть технологию Zoox или Aurora, а может быть, и то и другое – ​например, Aurora для автономных грузовиков и Zoox для небольших грузовых автомобилей [1, 2].

Продолжение следует…


1. Juliussen Egil. AV Software Platforms: Cooperation & Competition. EE Times magazine, October 11, 2020: https://www.eetimes.com/av-software-platforms-cooperation-competition/utm_source=newsletter&utm_campaign=link&utm_medium=EETimesDaily

2. Juliussen Egil. AV Software Platforms: More Partners & Rivals. EE Times magazine, October 15, 2020: https://www.eetimes.com/av-software-platforms-more-partners-rivals/


В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

nVidia

Дата основания : 1993 г.
Оборот: 11,716 млрд долл. (2018 г.). руб.
Количество сотрудников: 18,1 тыс. чел. (на октябрь 2020 г.).
Штабквартира: Санта-Клара, шт. Калифорния, США.
Годовой доход: 4,141 млрд долл. (2018 г.).

Основная продуктовая линейка графических процессоров nVidia, обозначенная как GeForce, находится в прямой конкуренции с продуктами Radeon от Advanced Micro Devices (AMD). Помимо AMD в число конкурентов nVidia входят Intel и Qualcomm. Кроме производства графических процессоров компания предоставляет исследователям и ученым возможности параллельной обработки, которые позволяют им эффективно запускать высокопроизводительные приложения. Подобные технологии используются в суперкомпьютерах по всему миру. Совсем недавно nVidia вышла на рынок мобильных компьютеров с мобильными процессорами Tegra для смартфонов и планшетных ПК, а также автомобильных навигационных и информационно-развлекательных систем.


Последние события и сделки

11 марта 2019 г.: nVidia объявила о покупке Mellanox Technologies за 6,9 млрд долл. Цель – ​существенно расширить свое присутствие на рынке высокопроизводительных вычислений.

Май 2020 г.: ведущие ученые nVidia разработали аппарат ИВЛ с открытым исходным кодом. Цель – ​решить проблему нехватки данных устройств, вызванную глобальной пандемией COVID‑19.

14 мая 2020 г.: компания официально анонсировала свою микроархитектуру графического процессора Ampere и ускоритель графического процессора nVidia A100.

С июля 2020 г. nVidia вела переговоры о покупке Arm Holdings, британского разработчика ИС. 13 сентября 2020 г. было объявлено, что nVidia купит Arm у SoftBank Group за 40 млрд долл., при этом последняя сохранит за собой 10%-ную долю nVidia.

Октябрь 2020 г.: nVidia объявила о своем плане построить в Кембридже самый мощный в Великобритании суперкомпьютер Cambridge‑1. Он будет использовать ИИ для поддержки медицинских исследований и станет национальным центром инноваций, способствуя новаторской работе в области здравоохранения и создания лекарств.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.
Выпуск 23(6747) от 25 ноября 2021 г. г.
Выпуск 18(6742) от 16 сентября 2021 г. г.
Выпуск 17(6741) от 02 сентября 2021 г. г.