Новый подход консорциума IDEA к многонаправленному контенту

Новый подход консорциума IDEA к многонаправленному контенту

Выпуск 13(6687) от 04 июля 2019 г.
РУБРИКА: СРЕДСТВА СВЯЗИ

Новый подход к форматированию и доставке многонаправленного (иммерсивного) контента, предназначенный для облегчения голографической визуализации и лучшего восприятия виртуальной реальности, быстро обретает форму жизнеспособной альтернативы преобладающему подходу на основе MPEG. Эту концепцию полностью разделяют члены давного созданного Альянса многонаправленного цифрового опыта (Immersive Digital Experience Alliance, IDEA). Цель альянса – ​сделать данный подход основным не только в области кабельных, но и всех других коммерческих сетей.

В отличие от стратегий распространения контента, которые, как надеются многие поставщики услуг, включая операторов 5G, будут способствовать массовому принятию многонаправленного контента с использованием спецификаций VRIF (Virtual Reality Industry Forum – ​Форум индустрии виртуальной реальности), полученных на основе формата всенаправленных мультимедийных приложений (OMAF), формата высокоэффективного кодирования видеоизображений (HEVC) и других стандартов MPEG, новый подход предполагает, что необходимо создать формат, который на протяжении длительного периода в будущем станет учитывать достижения в области иммерсивного опыта. Некоммерческий консорциум CableLabs и один из его членов, Charter Communications, объединившись с тремя небольшими технологическими фирмами – ​Light Field Lab, Otoy и Visby, создали новый консорциум по развитию перспективного подхода – ​IDEA. Цель консорциума – ​сделать новый подход основным форматом кабельных сетей.

По мнению членов альянса, существует необходимость в достаточно срочном формировании спецификаций для того, что IDEA называет медиаформатом иммерсивной технологии (Immersive Technology Media Format, ITMF). Сторонники IDEA полагают, что возможность поставлять голографический визуальный контент ближе, чем многие думают.

Light Field Lab намерена во второй половине 2020 г. представить панели, которые будут способны создавать голограмму, выглядящую максимально реалистично, причем без использования очков виртуальной реальности или видеошлемов. Чтобы кабельная индустрия была готова предоставить медиаконтент для этих дисплеев, необходимо определить, какой формат подходит для распространения такого контента.

Тот факт, что голографический контент обладает существенным потенциалом уже в краткосрочной перспективе, признается все шире. В апреле 2019 г. на конференции «Интерактивное телевидение 2.0» (ОТТ 2.0), проходившей в рамках выставки Национальной ассоциации вещательных компаний США (NAB Show), представители фирмы Viacon на вопрос, что может стать темой для обсуждения в следующем году, ответили: «Голографическое телевидение». Несмотря на то что данное заявление звучит слишком оптимистично и голографии может потребоваться больше времени, чтобы стать частью потокового контента, в ближайшем будущем доля объемного видео явно будет увеличиваться.

Специалисты Light Field Lab характеризуют процесс визуализации (рендеринг) светового поля как «отображение, описывающее световые лучи, проходящие в любом направлении через точку в пространстве». Это подчеркивает важность развития ITMF сейчас, когда средства захвата и визуализации реальных голограмм открывают новые возможности в развлекательных программах, образовании и других областях. До сих пор не существовало единого медиаформата для хранения, редактирования, передачи или архивирования многонаправленных изображений.

ITMF – ​это не просто использование световой среды. Как формат, не зависящий от дисплея, ITMF уже в ближайшей перспективе обеспечит преимущества для современных визуальных технологий, включая гарнитуры виртуальной и дополненной реальности (VR и AR), стереоскопические дисплеи. А появление на рынке панелей на световом поле будет сопровождаться множеством новых разнообразных преимуществ.

В этом отношении инициатива IDEA предоставляет операторам кабельного телевидения более легкую возможность использовать новейшую инфраструктуру со скоростью передачи данных 10 Гбит/с для поддержки иммерсивного опыта, выходя за пределы параметров более ограниченных по пропускной способности сетей. В частности, появляется возможность применить опыт работы со средами в световых полях, которые IDEA описывает как «самую богатую и плотную форму визуального представления медиаконтента». Вместо технических обходных путей для уменьшения проблем с пропускной способностью, IDEA стремится создать бесплатный формат с открытым исходным кодом, который позволит дисплеям работать с использованием всего потенциала, даже если это означает передачу сигнала, поддерживающего голографический рендеринг на панелях на световых полях со скоростью 1,5 Гбит/с.

Специалисты Charter утверждают, что они создали современную сеть 10G с низкой задержкой и высокими вычислительными возможностями, обеспечивающую реализацию многонаправленного опыта со сквозной оптимизацией. Для них, как поставщиков сетевых услуг, это основное направление работ.

Работы по завершению формирования первого набора спецификаций ITMF идут полным ходом, отчасти благодаря деятельности Комитета по многонаправленному контенту компании CableLabs за прошедшие годы. Фундаментально ITMF основан на формате графа сцены ORBX фирмы Otoy, соучредителя IDEA. Этот формат широко используется производителями анимационных фильмов, компьютерных игр и другого премиум-контента, его поддерживают более 25 поставщиков средств разработки контента, которые могут использовать эти инструменты в новых сетях, чтобы приспособить разрешение и условия сети для любого типа дисплея. Существуют даже инструменты, позволяющие сгладить медиафайлы светового поля для просмотра на 2D-дисплеях.

Первая версия ITMF, представить которую планируется до конца 2019 г., будет сосредоточена на обеспечении возможности отображения любого типа многонаправленного контента на любом дисплее – ​на основе возможностей последнего. Ожидается, что в будущем появятся другие версии для передачи потокового контента.

Решение о начале деятельности консорциума IDEA за пределами альянса, поддерживающего группу стандартов MPEG, – ​довольно драматичный поворот событий, способный привести к вой-не стандартов. Но у сторонников IDEA не осталось выбора, когда консорциум MPEG отказался признать необходимость включения форматов, подобных ITMF, в перспективные направления своего дальнейшего развития. В то же время группы MPEG и VRIF работают над существующими медийными форматами, первоначально разработанными для 2D-видео, пытаясь сформулировать рекомендации по их обогащению опытом виртуальной реальности. Однако для фотореалистичного, объемного видеоизображения требуется значительно больше данных, чем для используемого ныне традиционного 2D-медиаконтента.

Тем не менее сторонники IDEA, осознавая, как много можно сделать, используя опыт работы с унаследованными 2D-форматами, изучили опыт работы голливудского сообщества по созданию виртуальной реальности. Результаты исследования показали, что ORBX представляет собой один из основных форматов для создания цифровых эффектов.

В прошлом году группа MPEG, пользуясь постоянной поддержкой корпорации Apple, пообещала начать разработку спецификаций технологии «сжатия облаков точек на основе видео» (Video-based Point Cloud Compression, V-PCC) с целью обеспечить расширенные возможности опыта иммерсивной реальности наподобие голограмм. Облако точек проецируется на шесть граней куба и идентифицирует все фрагменты (патчи), что сходно с формированием отображения на 2D-матрице с последующей пересылкой в HEVC-кодер. Сторонники IDEA указывают на несоответствие подобного подхода реальным потребностям, так как V-PCC по-прежнему использует методы на основе 2D-опыта. Впрочем, тот факт, что MPEG и IDEA движутся различными путями, еще не говорит о том, что на основе V-PCC не появится новый стандарт MPEG.

Обозреватели отмечают, что в консорциуме IDEA нет полного взаимного согласия. Так, CableLabs разрабатывает собственную стратегию. Фирма считает, что для привлечения к консорциуму большего числа сторонников нельзя ориентироваться только на кабельные сети – ​необходимо охватить все типы коммерческих сетей.

 

Dawson Fred. Immersive Content Initiative Bucks Reliance on MPEG-Based Formats. Screen Plays Magazine, May 6, 2019: https://www.screenplaysmag.com/2019/05/07/immersive-content-initiative-bucksreliance-on-mpeg-based-formats/


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 22(6746) от 11 ноября 2021 г. г.
Выпуск 20(6744) от 14 октября 2021 г. г.
Выпуск 18(6742) от 16 сентября 2021 г. г.