Стратегический план Made in China‑2025 вышел из-под контроля

Стратегический план Made in China‑2025 вышел из-под контроля

Выпуск 9(6683) от 07 мая 2019 г.
РУБРИКА: БИЗНЕС

Объявленный в 2015 г. стратегический план Made in China‑2025 нацелен на увеличение доли самообеспечения Китая продукцией и компонентами в высокотехнологичных отраслях. Для реализации плана центральные и местные органы власти используют механизм привлечения инвестиций через правительственные руководящие фонды, с которым связаны высокие риски.

Стратегический план Made in China‑2025 вызывает серьезную критику на международном уровне, прежде всего со стороны США и ЕС. В прошлом году правительство США ввело санкционные тарифы на импорт продукции из Китая. В начале марта 2019 г. был выпущен новый доклад Европейской комиссии, посвященный стратегической оценке взаимоотношений между ЕС и Китаем, где Китай был объявлен системным конкурентом ЕС. На данный момент Китай защищает свой рынок от проникновения европейских компаний, при этом сам активно расширяет свое присутствие в Европе.

Одна из основных целей Made in China‑2025 – ​сокращение зависимости китайской промышленности от высоких технологий иностранного происхождения, в том числе в сфере производства усовершенствованных полупроводников. Меры, предпринимаемые другими странами, косвенно способствуют достижению указанной цели. Так, в апреле Министерство торговли США запретило американским компаниям продавать компоненты государственной китайской компании по производству телекоммуникационного оборудования ZTE за нарушение санкций США в отношении Ирана и Северной Кореи. С другой стороны, подобные меры стали угрозой жизнеспособности компании ZTE, и урегулированием конфликта вынужден был заниматься лично президент Китая Си Цзиньпин.

В конце октября 2018 г. США сослались на проблемы национальной безопасности, чтобы ввести контроль над экспортом всех товаров, программного обеспечения и технологий китайской компании Fujian Jinhua, специализирующейся на производстве интегральных схем, что резко поставило под угрозу ее дальнейшую деятельность.

И США, и ЕС стремятся ужесточить контроль над китайскими инвестициями в целях ограничения доступа китайских компаний, получающих поддержку со стороны государства, к стратегически важным технологиям путем заключения сделок по поглощению местных компаний. С одной стороны, указанные меры затрудняют приобретение Китаем зарубежных технологий, необходимых для реализации стратегического плана Made in China‑2025; с другой стороны, они только укрепляют намерения китайских лидеров достичь заявленных в нем целей, связанных с увеличением доли самообеспечения Китая критически важными компонентами. К 2025 г. Китай планирует практически полностью обеспечивать себя оборудованием для мобильной связи, на 95% – ​новыми материалами и селькохозяйственным оборудованием, на 85% – ​ключевыми компонентами в сфере биофармацевтики и высокотехнологичных медицинских устройств, на 80% – ​в приложениях для обработки космической информации и в сфере оборудования для возобновляемой энергетики, на 70% – ​в робототехнике. В новых направлениях энергетики и энергосберегающем транспорте Китай планирует завоевать 50% местного рынка, при этом по обеспечению ключевыми компонентами достигнуть 60%.

По состоянию на середину 2018 г. в Китае было создано 1940 государственных руководящих фондов, инвестирующих в развитие высокотехнологичных отраслей. На бумаге они представляют собой аналог частных венчурных фондов, которые финансировали раннее развитие технологических гигантов Кремниевой долины, однако на практике это государственные органы, занятые направлением капитала на развитие выбранных отраслей в соответствии с целями стратегического плана Made in China‑2025. Национальный фонд инвестиций в производство интегральных микросхем заявил о необходимости привлечения 20,7 млрд долл., Национальный фонд инновационных отраслей промышленности – ​6 млрд, Инвестиционный фонд передовых производств – ​3 млрд долл.

Также в Китае существуют фонды, организованные местными органами власти. Только в секторе полупроводников не менее 20 руководящих фондов местного уровня планируют совместно привлечь около 90 млрд долл. инвестиций.

Общий объем привлекаемых правительственными руководящими фондами средств – ​1,48 трлн долл. В течение ближайших двух лет инвестиции планируется направить на запуск 45 новых заводов, специализирующихся на производстве полупроводников, а также развитие 40 робототехнических парков.

Планировалось, что фонды будут наполняться как из государственных, так и из частных источников, при этом основную часть должны были составить средства частных инвесторов. Однако на практике частные инвесторы не спешили вкладывать свои деньги, проявляя осторожность, и тогда фонды стали предлагать выгодные условия сотрудничества, гарантирующие значительную прибыль. В результате фонды вместо накопления капитала фактически накапливают долг перед частными инвесторами. Получения прибыли в объеме, способном обеспечить достижение долгосрочных целей, обозначенных в стратегическом плане Made in China‑2025, не происходит. Доходность инвестиций оценивается как низкая.

Фактически правительственные руководящие фонды стали эквивалентом ранее применявшегося в Китае механизма финансирования местного самоуправления с высокой долей заемного капитала, которые создавались в начале 2010‑х гг. с целью финансирования проектов в сфере инфраструктуры и недвижимости. Для данного механизма был характерен очень высокий уровень рисков, и правительству пришлось приложить значительные усилия для устранения последствий его применения. Уровень рисков механизма правительственных руководящих фондов не менее высок – ​это позволяет считать, что выполнение стратегического плана Made in China‑2025 выходит из-под контроля государства.


Holland Tom. Beijing’s ‘Made In China 2025’ Plan Isn’t Dead, It’s Out of Control. South China Morning Post, April 8, 2019: https:///www.scmp.com/week-asia/opinion/article/3004900/beijings-made-china‑2025-plan-isnt-dead-its-out-control


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ