Трудовые ресурсы и стимулирование стартапов в США

Трудовые ресурсы и стимулирование стартапов в США

Выпуск 7 (6706) от 09 апреля 2020 г.
РУБРИКА: МИКРОЭЛЕКТРОНИКА

Международная организация поставщиков оборудования и материалов для полупроводниковой промышленности (SEMI) представила один из основных элементов своей инициативы по подготовке трудовых ресурсов, направленной на совершенствование «конвейера талантов» в микроэлектронной отрасли. Это Центр обмена информацией по моделям компетенций (Competency Model Clearinghouse), расположенный на веб-сайте Министерства труда США. Унифицированная модель компетенций для перспективных производств (Unified Competency Model for Advanced Manufacturing, UCM) определяет набор навыков, необходимых в стратегических отраслях промышленности, в частности для укрепления связей между микроэлектронной промышленностью, работниками и поставщиками образовательных услуг. SEMI возглавила разработку новой UCM в партнерстве с Управлением занятости и профессиональной подготовки (USDOL-ETA) Министерства труда. Одновременно с SEMI озабоченность дальнейшей судьбой высокотехнологичных отраслей США выражают и законодатели – ​недавно они вновь выдвинули инициативу о воссоздании в США массовой индустрии стартапов, специализирующихся в области перспективных производств, в том числе микроэлектроники.

Введение в строй обновленной UCM происходит через год после анонсирования SEMI своей комплексной программы по развитию талантов в области проектирования и производства электроники – ​SEMI Works™. UCM, будучи одним из ключевых строительных блоков SEMI Works™, поможет обеспечить регулярное обновление профессиональных компетенций, наиболее необходимых отрасли, чтобы идти в ногу с ее меняющимися потребностями в рабочей силе.

SEMI собрала для UCM идеи отраслевых специалистов, сформировав рабочие группы экспертов, и намерена стимулировать постоянное участие в этой работе промышленных корпораций, необходимое для обновления списков профессиональных навыков по мере развития технологий и определения новых требований к работе. UCM поможет согласовать меняющиеся наборы профессиональных навыков с отраслевыми сертификатами, требованиями к учетным данным и профессио-нальным лицензированием, чтобы помочь молодым специалистам проложить путь к карьерному росту в передовых производствах в целом и в микроэлектронной промышленности в частности.

Майк Руссо, вице-президент по промышленному развитию и государственным программам SEMI, заявил: «По мере развития технологий обеспечение доступа к молодым талантам становится все более важным. Унифицированная модель компетенций, разработанная специалистами SEMI и USDOL-ETA, поможет обеспечить обучение на рабочих местах в промышленности в соответствии с требованиями к навыкам, способствующим развитию экосистемы микроэлектронной промышленности, включая инновационный процесс. Мы рады сотрудничеству с заинтересованными партнерами со стороны государства и отрасли для создания и поддержки UCM, основополагающего компонента SEMI Works™».

Новая структура компетенций улучшит ситуацию в микроэлектронике с точки зрения навыков, необходимых для подготовки и совершенствования нынешней и будущей рабочей силы, обеспечит большую прозрачность компетенций разных слоев трудовых ресурсов, включая завершивших службу солдат и офицеров [1].

Развитие UCM – ​важная веха в текущей работе SEMI по реализации программ образования и развития рабочей силы путем содействия сотрудничеству в государственном и частном секторах. С помощью SEMI Works™ предполагается решить главную отраслевую проблему – ​создать надежный канал для развития талантливых сотрудников, привлекая, развивая и удерживая критически важные таланты в области микроэлектроники. На рисунке приводится план реализации первого этапа развития трудовых ресурсов, составленный SEMI и охватывающий период с IV кв. 2018 по I кв. 2019 г.



Источник: SEMI

Комплексный план SEMI по развитию трудовых ресурсов (заполнение конвейера талантов)

* STEM-образование (Science, Technology, Engineering and Mathematics) – образовательные программы в области науки, технологии, инженерии и математики. Реализуются бесприбыльной неправительственной организацией STEM Edicational Coalition.


Одновременно с SEMI озабоченность дальнейшей судьбой высокотехнологичных отраслей США выражают и законодатели. Так, недавно сенатор-демократ от шт. Нью-Джерси Кори Букер вновь выдвинул инициативу о воссоздании в США массовой индустрии стартапов, специализирующихся в области перспективных производств, в том числе микроэлектроники. Представленный им проект Закона о развитии инвестиционных компаний по поддержке производственного сектора (Scale-Up Manufacturing Investment Company Act) предполагает федеральные кредитные гарантии инвесторам, поддерживающим в США подобные стартапы. Контроль над реализацией инициативы в случае ее принятия предполагается возложить на Управление по делам малого бизнеса (U. S. Small Business Administration).

Законодательная инициатива Кори Букера одобрена экспертами по цепочкам поставок, но они также отмечают, что подобные усилия потребуют многих лет «терпеливых» инвестиций наряду с развитием человеческого капитала, который в настоящее время, после четырех десятилетий доминирования китайской обрабатывающей промышленности, оказался на Западе в дефиците. По мнению Букера, коронавирус высветил тревожную чрезмерную зависимость экономики США от поставок из КНР. Эти уязвимости в цепочке поставок говорят об испытываемых Америкой трудностях с инвестированием в собственную конкурентоспособность. «Чтобы оставаться конкурентоспособными и сохранить инновационные технологии и возможности в США, федеральное правительство должно сотрудничать с частным сектором для расширения доступа к капиталу». Предполагается, что принятие данного предложения поможет стартапам нарастить разработку и коммерциализацию передовых производственных технологий.


1. New SEMI Job Skills Model for Growing Microelectronics Industry Talent Pipeline Released by U. S. Department of Labor – ​Employment and Training Administration. Semiconductor Digest, March 17, 2020: https://www.semiconductor-digest.com/2020/03/17/new-semi-job-skills-model-for-growing-microelectronics-industry-talent-pipeline-released-by-u-s-department-of-labor-employment-and-training-administration/ 

2. Leopold George. Pandemic Renews Calls to Revive U. S. Manufacturing. EE Times, March 19, 2020: https://www.eetimes.com/pandemic-renews-calls-to-revive-u-s-manufacturing/


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ирина Базилева

В первую очередь обращает на себя внимание направленность представленной SEMI модели компетенций на потребности компаний радиоэлектронной отрасли, которые, в свою очередь, ориентированы на развитие перспективных рынков. Во-вторых, важно, что предусматривается регулярное обновление профессиональных компетенций, а также постоянное участие в этой работе промышленных корпораций. И в‑третьих, в модель развития компетенций интегрированы все ступени обучения, включая образование на рабочих местах в промышленности, то есть все механизмы «образования через всю жизнь», в том числе и те сертифицированные программы, которые в России относятся к дополнительному образованию. Поскольку программы в области STEM-образования получают государственное финансирование во многих странах, в частности в Австралии, Великобритании, Израиле, Китае, Корее, Сингапуре и США, эффективное сотрудничество компаний с образовательными учреждениями может обеспечить совершенствование системы инженерного образования в соответствии с отраслевыми запросами.

Только пять российских компаний являются членами SEMI, тем не менее некоторые представительства международных компаний (например, Intel), а также российские институции инновационной сферы (Роснано, фонд «Сколково») участвуют в организации STEM-центров и программ. В рамках проекта Intel с 2017 г.в 40 регионах России работают около 200 STEM-центров. Однако существующие STEM-программы, как правило, не вписаны ни в одну ступень российского образования.

Сегодня в России в рамках программ развития инновационных отраслей ставятся задачи по разработке унифицированных моделей компетенций. В частности, разработка «Базовой модели компетенций в цифровой экономике» направлена на преемственное наращивание компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека. Однако для реализации такой модели необходима трансформация многих препятствующих, но устоявшихся условий. Крайне необходимо ликвидировать разрыв между системой высшего образования и, с одной стороны, системой профессионального и общего образования, а с другой стороны, системой дополнительного образования. Ключевой задачей является создание механизма интеграции академических подходов к образованию и практических потребностей развития промышленности. Это возможно только в случае повышения роли компаний и отраслевых ассоциаций (таких как SEMI) не только в разработке моделей компетенций, но и в совершенствовании образовательных стандартов всех ступеней.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.
Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.