Можно ли заработать на подключенных автомобилях?

Можно ли заработать на подключенных автомобилях?

Выпуск 18 (6717) от 17 сентября 2020 г.
РУБРИКА: АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

Эксплуатация автомобилей, подключенных к различным сетям (подключенные автомобили), может принести определенные выгоды. При определении этих выгод необходимо рассматривать несколько моментов. Во-первых, какие существуют бизнес-модели подключенных автомобилей? Во-вторых, какие данные и контент имеют ценность для владельцев автомобилей? В-третьих, какие данные и контент имеют ценность для водителей и пассажиров автомобиля?


Бизнес-модели

Существуют две основные бизнес-модели подключенных автомобилей:

модель, ориентированная на экономию затрат;

модель, ориентированная на увеличение потенциальной доходности.

Снижение затрат за счет регулярной удаленной диагностики, позволяющей исправить и улучшить различные электронные системы, стало одной из самых выгодных для автопроизводителей возможностей при освоении подключенных автомобилей. Владельцы подключенных автомобилей также получают экономию средств за счет удаленной диагностики.

Радиообновления ПО, обновление по беспроводным сетям (over-the-air, OTA) значительно расширяют потенциал экономии средств. Внедрение технологии связано с ростом сложности автомобильного ПО, которому может потребоваться исправление ряда ошибок в течение всего срока его службы.

Потенциал наращивания доходности ранее был достаточно ограниченным, но теперь спектр возможностей в этом плане становится все шире благодаря более совершенным технологиям подключения, росту числа подключенных автомобилей и улучшению каналов сбыта для растущего числа клиентов.

Возможности получения прибыли также увеличиваются – ​например, растет потреб-ление контента в автомобиле водителями и пассажирами благодаря более совершенным технологиям связи и пользовательским интерфейсам, а также увеличению количества источников контента и его разнообразия. Примером может служить рост прослушивания потоковой музыки.


Перспективы роста ценности подключенных автомобилей

В приводимой таблице рассматриваются затраты на прием и передачу данных подключенными автомобилями, а также возможности наращивания экономии при эксплуатации машины и повышения ее ценности.

В левом столбце таблицы показан тип передаваемой информации, в среднем перечислены оценочные затраты для пользователей или доход поставщиков данных. В правом столбце отображается фактическая ценность информации для водителя или владельца автомобиля. Стоимость подключенных автомобилей варьируется в большом диапазоне в зависимости от длительности эксплуатации автомобиля и его индивидуальной оснащенности.


Таблица

Экономия затрат и потенциальная прибыль при использовании подключенных автомобилей

Тип услуги

Годовой доход поставщика услуги передачи–приема данных в пересчете на машину

Годовая экономия и потенциальная прибыль в пересчете на машину для владельца или водителя

Удаленная диагностика

Производители комплектного оборудования (OEM): 100–200 долл. за весь срок службы

Техническое обслуживание: 50+ долл.; стоимость при перепродаже: +10%

Автоматическое уведомление о столкновении (Automatic Collision Notification, ACN), Европейская система автоматического оповещения о дорожных происшествиях на автотранспорте (eCall)

Ценность первого респондента (уведомление о ДТП от участника ДТП)

Снижение удельных медицинских расходов; повышение шансов на спасение жизни пострадавших

Отслеживание угнанного автомобиля

Поставщики телематического оборудования (telematics service provider, TSP): 20–50 долл.

Рост стоимости автомобиля; скидка при страховании

Функции дистанционного управления

TSP: 10–20 долл.

Удобство и экономия времени

Телематические тарифные планы и Wi-Fi

TSP: 50–150 долл.

Удешевление содержания; удобство и экономия времени

Радиообновление ПО (OTA)

OEM: 50–100 долл. по сравнению с обновлением у дилера

Удобство и экономия времени

Обновление функционального ПО

OEM: от 50 до 3000 долл.

Улучшение автомобиля; более длительный срок службы; увеличение стоимости при перепродаже

Обеспечение кибербезопасности

Комиссия поставщика:

10–20 долл.

Повышение безопасности автомобиля; защита личных данных

Кибербезопасность: предотвращение атак

OEM: сотни миллионов долл. за мероприятие

Предотвращение потери управления автомобилем

Развлекательный контент

Использование услуги:

20–60 долл.

Удобство и разнообразие

Облачное хранение информации

Использование услуги:

10–50 долл.

Удобство и разнообразие; экономия: 20–50 долл.

Данные о водителе и страхование на основе использования (usage-based insurance, UBI)

OEM: 10–15 долл.; страховка: 25–40 долл.

10–15% страхового взноса; водитель приобретает лучшие навыки

Услуги навигации и определения местоположения

Использование услуги:

20–50 долл.

Экономия времени; экономия средств: 50–100 долл.

Скорость и местоположение автомобиля

Поставщик дорожной информации: 1–2 долл.

Бесплатная дорожная информация; экономия времени

Отслеживание местоположения: электронная торговля

Использование услуги:

10–30 долл.

Удобство; экономия:

10–50 долл.

Услуги онлайновых торговых площадок

Комиссия OEM–TSP: 20–40 долл.

Удобство; экономия:

20–100 долл.

   

Стоимость основных телематических услуг

Основные средства телематики включают в себя наиболее распространенные телематические услуги и пять сегментов, перечисленных в первых строках таблицы. Удаленная диагностика по-прежнему ценится производителями комплектного оборудования (OEM) – ​предполагаемая экономия средств за весь срок службы составляет 100–200 долл. и заключается в первую очередь в снижении издержек OEM на гарантийное обслуживание. По данным профильного издания Warranty Week, расходы по гарантии большинства автопроизводителей составляют 2–3% годового дохода с периодическими всплесками при возникновении серьезных проблем, требующих массового отзыва машин из эксплуатации для ликвидации выявленных проблем.

Владельцы автомобилей могут добиться экономии затрат на техническое обслуживание в размере от 50 долл. в год, если будут следовать рекомендациям службы удаленной диагностики. Кроме того, при соблюдении рекомендаций на основе данных ежемесячной удаленной диагностики стоимость автомобиля при перепродаже может оказаться выше в среднем на 10%.

Автоматическое уведомление о столкновении (ACN) или Европейская система автоматического оповещения о дорожных происшествиях на автотранспорте (eCall) – ​пожалуй, наиболее ценная функция подключенного автомобиля из всех, поскольку увеличивает шансы спасения человеческих жизней благодаря более быстрой реакции со стороны экстренных служб. Именно по этой причине наличие eCall стало обязательным во всех новых автомобилях, продающихся в Европе.

Потенциальная экономия (прибыль) от отслеживания угнанного автомобиля очень велика – ​вплоть до стоимости автомобиля, когда он будет возвращен. При использовании сервиса отслеживания угнанных автомобилей, особенно для автомобилей класса люкс, страховые компании предлагают владельцам существенную скидку. Компания, предлагающая услуги слежения за украденными автомобилями по подписке, получает доход в размере 20–50 долл. в год с каждого клиента.

Функции дистанционного управления, такие как дистанционный запуск двигателя или разблокировка дверей, в основном важны для удобства водителя. Стоимость функции дистанционного управления оценивается в 10–20 долл. в год и представляет собой часть общей годовой оплаты телематических услуг.

Во многие телематические системы сейчас добавляются тарифные планы передачи данных через сеть Wi-Fi. Пионером в расширении возможностей средств телематики за счет использования Wi-Fi стала в 2015 г. фирма OnStar. К 2017 г. все проданные автомобили корпорации General Motors были оснащены связью на основе LTE с бортовой локальной сетью Wi-Fi. Преимущество такой сети по сравнению с тарифным планом для передачи данных на смартфоне – ​лучший прием при низком уровне сигнала, так как подключенный автомобиль имеет более мощную антенну. Мобильные устройства Wi-Fi без тарифных планов также могут быть подключены в автомобиле. Потенциальный доход компании от подписки на тарифный план телематических данных составляет 50–150 долл. на автомобиль в год.


Радиообновления: затраты и выгода

Радиообновления бывают двух видов – ​обновления ПО для исправления ошибок и функциональные улучшения ПО. По оценкам, экономия затрат за счет каждого радиообновления ПО по сравнению с обновлением ПО у дилера составляет 50–100 долл. Автомобильные OEM также все активнее используют радиообновление ПО – ​по мере роста его доступности. Водители и автовладельцы благодаря радиообновлению ПО получают дополнительные удобства и экономию времени.

Долгосрочное преимущество радиообновлений – ​это функциональные обновления ПО, расширяющие возможности электронных систем. Даже если только часть водителей и владельцев машин будет платить за данную услугу, это станет для OEM и их партнеров по ПО серьезным источником наращивания прибыли. Корпорация Tesla первой показала ценность и возможности этой бизнес-модели. Ценность функционального ПО изменяется в широком диапазоне – ​в зависимости от того, какие новые функции становятся доступными. Предполагаемый потенциальный доход поставщика от функционального обновления составляет от 50 до 3000 долл. на автомобиль.

Преимущество для владельца или водителя автомобиля заключается в улучшении эксплуатационных параметров автомобиля, продлении срока службы и росте стоимости при перепродаже.


Важность обеспечения кибербезопасности

Важность обеспечения кибербезопасности подключенных автомобилей быстро растет. В конце июня 2020 г. Организация Объединенных Наций приняла два новых правила по кибербезопасности автомобилей под названием WP.29. Ожидается, что эти правила будут доработаны и опубликованы в начале 2021 г. Их действие будет распространяться на 54 страны, включая европейские страны, Японию и Южную Корею. Что же касается США и КНР, то эти страны, по всей видимости, также будут использовать к своей выгоде информацию и знания, получаемые при следовании правилам.

Сфера ПО и услуг защиты кибербезопасности быстро развивается, потенциальный доход поставщиков – 10–20 долл. в год с каждого клиента. Преимущество водителя – ​рост безопасности автомобиля и защита личных данных. Наиболее важно предотвращение кибератак для автопроизводителей. Каждая кибератака может стоить OEM сотни миллионов долларов из-за необходимости обновлений ПО, затрат на смягчение последствий и влияния на репутацию. Успешные атаки на системы кибербезопасности, вероятно, заставят какую-то часть автовладельцев повременить с переходом на подключенные машины.


Роль информационно-развлекательного контента

Контент, поступающий в автомобиль, – ​это прежде всего возможность получения дохода. Для простоты назовем только два сегмента – ​облачная информация и развлечения. Облачная информация состоит из большого объема разнообразного контента, полезного для водителя или пассажиров, – ​социальные сети, новости и т. п. Поскольку пропускная способность каналов связи растет, ожидается, что будет потребляться больше типов контента. Видеоконтент также используется в автомобилях, но только пассажирами или когда автомобиль припаркован. Доход компаний от использования облачных сервисов оценивается в 10–50 долл. с пользователя в год.

Развлекательный контент в настоящее время представлен в основном музыкой, которая переходит в формат потоковой трансляции такими сервисами, как Spotify и Pandora. Для потоковой передачи музыки используются две бизнес-модели: рекламная и платная подписка. Средний доход от каждого пользователя, использующего рекламу, составляет 20–25 долл. в год, средняя абонентская плата за подписку – ​50–60 долл. в год. Версия на основе рекламы бесплатна для пользователей, ею пользуется около 90% от общего их числа. Тем не менее объемы подписки, вероятно, в ближайшие пять лет увеличатся. Например, удельный годовой доход компании SiriusXM (в 2018 г. приобрела фирму Pandora) с каждого абонента спутниковой связи в 2019 г. составил около 165 долл. Эта фирма предоставляет услуги спутникового радио, в основном используемого в транспортных средствах. Зона покрытия – ​США и часть Канады.


Данные об автомобиле и водителе

Есть несколько категорий данных об автомобиле и водителе, имеющих ценность в разных отраслях. Самая известная категория – ​страхование на основе использования (usage-based insurance, UBI). Это вид автомобильного страхования, в котором для оценки рисков используется информация в реальном масштабе времени или сохраненная информация о фактических способностях и привычках вождения конкретного водителя. UBI предоставляет множество преимуществ, но, вероятно, важнейшая его особенность состоит в том, что оно часто способствует повышению качества вождения и управления машиной в сложных ситуациях. UBI предлагает значительные премиальные скидки и другие вознаграждения клиентам, улучшающим свои навыки вождения.

Многие автопроизводители и агрегаторы автомобильных данных предоставляют свои данные поставщикам UBI-услуг. Типичная плата составляет 10–15 долл. за водителя в год. Для страховых компаний это выгодное предложение, позволяющее сэкономить 25–40 долл. по сравнению со сбором таких данных с помощью их собственных устройств и систем.

Услуги навигации и определения местоположения (location based services, LBS) делятся на несколько категорий. Пошаговая навигация с помощью телематической системы остается популярной несмотря на рост количества навигационных приложений для смартфонов и других навигационных систем. Популярна также загрузка пунктов назначения, информация о парковках, включая определение и резервирование свободных мест. Сравнение цен на бензин на разных АЗС также довольно широко применяется, но в основном через приложения для смартфонов. Предполагаемый потенциальный доход на пользователя в год варьируется от 20 до 50 долл. в зависимости от частоты использования и количества используемых категорий.

Сбор данных о скорости и местоположении автомобиля уже более 10 лет используется в рамках сбора информации о дорожном движении. На заре распространения информации о трафике поставщики заключали соглашения с операторами автотранспортных компаний (пассажирские и грузовые перевозки) на получение основных данных о потоках дорожного движения. Смартфоны изменили эту структуру, так как бесплатные приложения, позволяющие увеличить трафик мобильного телефона в обмен на данные о скорости и местоположении водителя, стали нормой и позволили немного снизить издержки поставщиков информации о дорожном движении.

Отслеживание местоположения также полезно для растущего сегмента электронной торговли. Расчетная стоимость использования услуг составляет от 10 до 30 долл. на пользователя в год. Некоторые виды электронной торговли предоставляют водителю или пассажиру скидки, позволяющие сэкономить от 10 до 50 долл. в год. Этот сегмент частично совпадает с сегментом онлайновых торговых площадок – ​новой категорией телематических услуг, в рамках которой пользователи могут заказывать продукты напрямую. Продавцы регистрируются в качестве партнеров и затем могут продвигать свой продукт среди пользователей. С участников этих площадок абонентская плата не взимается. Частью системы являются торговые акции и купоны. Автопроизводители или поставщики телематического оборудования получают комиссию в зависимости от покупок водителей. Стоимость для OEM или поставщиков телематического оборудования сильно варьируется от водителя к водителю и составляет в среднем 20–40 долл. Интеграция с телематической системой снижает отвлекающие факторы при использовании электронной торговли в автомобиле по сравнению с использованием смартфона.


Juliussen Egil. Can You Make Money on Connected Cars? EE Times magazine, August 6, 2020: https://www.eetimes.com/can-you-make-money-on-connected-cars/

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Татьяна Парван

Концепция подключенного автомобиля в последние годы получила широкое распространение как в России, так и во всем мире. Аналитики определяют эту сферу как одну из самых быстрорастущих. Можно выделить следующих участников рынка – ​разработчики оборудования для подключения автомобиля к сети Интернет, разработчики ПО и контента.

Мы наблюдаем, что в мировой практике прибыль, получаемая от подключенных автомобилей, базируется, прежде всего, на взимании абонентской платы с пользователей за предоставляемый контент. В России ситуация складывается несколько иначе. Большое количество подключенных автомобилей – ​это транспортные средства, оснащенные охранно-телематическими комплексами. И прибыль формируется в этом случае из стоимости установленного оборудования и оплаты сотовых услуг. Сам софт (приложения и получаемый контент) предоставляется бесплатно. Речь идет лишь об оплате интернет-связи, порядка 100 рублей в месяц. Но большая часть рынка услуг автомобильной телематики в России – ​это трекеры для коммерческого мониторинга (такси, аренда, логистика и т. п.). Там, кроме оплаты интернет-связи, требуется также плата за обслуживание каждого автомобиля.

Именно охранно-телематические комплексы сегодня являются связующим звеном между автомобилем и глобальной сетью, а разработчики таких устройств предоставляют как аппаратные, так и программные решения. Современный автомобильный охранный комплекс позволяет пользователю всегда быть на связи с автомобилем, определять его местоположение, получать данные о состоянии транспортного средства, диагностировать ошибки, передавать их владельцу с помощью мобильного приложения и, например, в дилерский центр. А также оценивать манеру вождения, что дает возможность воспользоваться услугами страховой телематики и значительно сэкономить на покупке страхового полиса. НПО «СтарЛайн» сегодня ежедневно поддерживает 1800000 активных подключенных автомобилей, оснащенных оборудованием StarLine.


В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

OnStar

Дата основания : 1996 г.
Штабквартира: Детройт, шт. Мичиган, США.

Первоначально OnStar была создана как совместное предприятие корпораций General Motors, Electronic Data Systems и Hughes Electronics Corporation. Каждая из компаний-основателей привнесла собственный опыт: General Motors – ​обширные познания в разработке и интеграции автомобилей и доступ к развитой системе продаж, EDS – ​большую часть технологий разработки систем управления информацией и обслуживания клиентов, Hughes (создатель DirecTV) – ​знания в области коммуникационных и спутниковых технологий применительно к автомобильной электронике.

Сейчас OnStar Corporation предлагает услуги связи по подписке, автомобильные средства обеспечения безопасности (включая кибербезопасность), средства вызова служб экстренной помощи и громкой связи, системы пошаговой навигации и удаленной диагностики на всей территории США, Канады, Китая, Мексики, Европы, Бразилии и Аргентины. В Западной Европе этот сервис носит название Vauxhall/Opel OnStar, а на рынках Латинской Америки (кроме Мексики, Бразилии и Аргентины) – ​ChevyStar.

После 31 декабря 2020 г. вместе с рядом других фирм компания перейдет в собственность Groupe PSA.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.
Выпуск 23(6747) от 25 ноября 2021 г. г.
Выпуск 18(6742) от 16 сентября 2021 г. г.
Выпуск 17(6741) от 02 сентября 2021 г. г.