Проблемы парковки в Китае стимулируют финансирование ИИ‑стартапов

Проблемы парковки в Китае стимулируют финансирование ИИ‑стартапов

Выпуск 3 (6702) от 13 февраля 2020 г.
РУБРИКА: АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

Экономическое развитие КНР и ее превращение в одну из крупнейших экономик планеты сопровождается ростом парка автотранспорта – ​он стал самым большим в мире. В связи с этим обостряется проблема парковки. Заинтересованные инвесторы в целях разрешения данного вопроса обращаются к молодым компаниям, специализирующимся в области искусственного интеллекта. Отмечается быстрый рост числа стартапов, стремящихся получить подобное финансирование.

По мере увеличения численности среднего класса в КНР и дерегулирования рынка пассажирских автомобилей растет объем их продаж (см. рисунок). В связи с этим все большую популярность набирают умные парковки, увеличение числа которых может помочь решить проблему нехватки парковочных мест. Кроме того, фирмы, разрабатывающие и эксплуатирующие подобные парковки, могут рассчитывать на приемлемую прибыль. Например, система умной парковки отеля Soho Tianshan Plaza в Шанхае отображает точные данные о движении транспорта на объекте (общее число машиномест – ​1,0 тыс.), расположенном в деловом районе Хунцяо. Она позволяет направлять водителей на свободные места для парковки, помогает определить лучшие варианты заезда и выезда с парковок. Стоянкой управляет стартап Sunsea Parking, основанный в 2006 г., – ​он также администрирует еще несколько аналогичных объектов в городе и предоставляет услуги по планированию и проектированию интеллектуальных парковок.



Источник: China Assotiation of Automobile Manufacturers

Динамика продаж пассажирских автомобилей в КНР

* Данные за период с января по ноябрь.


Сбор средств для развития Sunsea Parking осуществляет американская частная инвестиционная компания Warburg Pincus, возглавившая для этого в ноябре 2017 г. консорциум из нескольких партнеров. Уже собрано 227 млн долл. Цель Warburg Pincus состоит в увеличении числа контролируемых парковочных мест с более чем 200,0 тыс. (включая 3,8 тыс в аэропорту Хунцяо), до одного миллиона за ближайшие пять лет. Сейчас управление парковочными местами в КНР по большей части очень примитивно: неэффективное администрирование, практическое отсутствие высокотехнологичных приложений или их неудовлетворительное использование. Парковщики просто ждут, когда машины приедут и уедут. Благодаря инвестициям в Sunsea Parking фирма Warburg Pincus надеется внедрить передовые технологии, основанные на ее интеллектуальной системе управления парковкой, что должно с течением времени привести к увеличению коэффициента использования и рентабельности.

Интеллектуальные парковочные системы на основе ИИ используют для сбора данных о загруженности парковки камеры и датчики, работающие в реальном масштабе времени. Специалисты для определения оптимального режима функционирования парковки собирают и анализируют такие данные, как динамика движения и тип транспортных средств, время часов пик. По их наблюдениям, подобные системы в сочетании с цифровыми методами оплаты в точках въезда и выезда позволяют экономить время водителей и сокращать расходы операторов.

Возможности для ведения подобного бизнеса в КНР многообразны – ​по мере роста доходов среднего класса количество автомобилей увеличивается. В сентябре 2019 г. аналитические центры подсчитали, что численность среднего класса через три года может достигнуть 550 млн чел., что более чем в полтора раза превышает аналогичный показатель США.

Сейчас в Китае около 250 млн автомобилей, при этом численность частных автомобилей растет примерно на 10% в год. Но количество парковок не увеличивается пропорционально – ​в среднем на каждую машину в Китае приходится менее 0,8 парковочного места (в развитых западных странах это соотношение составляет около 1,3 машиноместа на автомобиль). Особенно остро дефицит ощущается в мегаполисах и городах-миллионниках. В некоторых мегаполисах, таких как Шанхай, существующие автостоянки близки к точке насыщения, для них необходимо использовать инновационные технологии подбора мест парковки при их ограниченном количестве, что создает благоприятную почву для цифровизации этой сферы.

Для улучшения управления парковками в КНР все чаще используются цифровые технологии, такие как большие данные, картография и мобильные платежные системы. Они играют позитивную роль, помогая сотрудникам транспортной отрасли уменьшать пробки в часы пик. И без того огромный потенциал интеллектуальных систем парковки быстро растет, позволяя в перспективе создать рынок на десятки миллиардов юаней.

В 2015 г. в Пекине был основан стартап AIpark, использующий ИИ для управления системами придорожных и гаражных парковок. Он дает возможность водителям заранее забронировать парковочные места, предлагает навигационные услуги и использует роботов для автоматической парковки. Фирма подписала соглашения с рядом операторов автопарковок на установку своей системы управления AI Park One. Ее планируется развернуть на более чем 2,0 тыс. парковок в разных городах, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Тяньцзинь.

Еще один участник парковочной экосистемы Китая – ​фирма Guangzhou Yueting Network Technology Company, оператор системы AirParking (специальные стоянки на территории аэропортов для людей, уезжающих в командировку или путешествие), использует модель распределенных затрат, схожую с системой AirBnB (онлайн-площадка для предложения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья и машиномест по всему миру). Компания предоставляет услуги парковки через свое мобильное приложение, помогая уменьшить трудности с парковкой в городах и предлагая неиспользуемые площади некоторых крупнейших застройщиков страны.

По словам китайских специалистов, хотя интеллектуальные системы управления парковкой все еще находятся на ранней стадии разработки, темпы их развития набирают обороты благодаря участию инвесторов, ориентированных на использование высоких технологий. На этом рынке существует возможность применять множество вариантов бизнес-моделей – ​таких, например, как продажи ПО и оборудования или предоставление парковочных мест с дополнительными услугами. Все это может реализовываться с использованием технологии больших данных. Кроме того, отраслевые специалисты считают, что развитием и совершенствованием систем умной парковки должны заниматься параллельно государственные власти, компании по продаже недвижимости и водители.

Правда, развитие и совершенствование парковочного бизнеса может привести к росту стоимости услуг. Например, после того как несколько лет назад данный рынок в Китае был реформирован, плата за парковку в престижных районах таких городов, как Шанхай и Пекин, возросла с 2 до 20 юаней в час.


Sito Peggy, Ren Daniel. China’s Car Parking Problem Spawns Start-Ups with Big Money Backers as AI Dominance Grows. South China Morning Post, December 14, 2019: https://www.scmp.com/business/china-business/article/3042031/chinas-car-parking-problem-spawns-start-ups-big-money


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.
Выпуск 23(6747) от 25 ноября 2021 г. г.
Выпуск 18(6742) от 16 сентября 2021 г. г.
Выпуск 17(6741) от 02 сентября 2021 г. г.