Автономные транспортные средства в условиях пандемии

Автономные транспортные средства в условиях пандемии

Выпуск 14 (6713) от 23 июля 2020 г.
РУБРИКА: АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

Пандемия COVID-19 уже оказала негативное влияние на автомобильную промышленность, создав ситуацию неопределенности и внеся существенные изменения в привычную жизнь. Падают продажи автомобилей, сокращаются средства на НИОКР по автономным транспортным средствам, приостанавливаются программы тестирования и дорожные испытания. Тем не менее разработка и внедрение автономных транспортных средств продолжаются.

В результате пандемии мировые продажи автомобилей сильно снизились. По оценкам экспертов, их уровень останется значительно ниже уровня недавних ежегодных продаж в течение ближайших пяти лет (возможно, и дольше, в зависимости от региона). Согласно данным исследовательской группы IHS Markit (Лондон, Великобритания), в 2020 г. будет наблюдаться наибольшее падение продаж – на 22% (до 69,6 млн шт. против 89,4 млн шт. в 2019-м).

Снижение доходов от продаж автомобилей приведет к сокращению средств на НИОКР в области автономных транспортных средств (АТС). Правда, это снижение у различных автопроизводителей, их поставщиков, высокотехнологичных фирм и венчурных инвесторов будет неоднородным. Ведущие игроки рынка высокотехнологичного оснащения для АТС преуспевают в COVID-экономике и будут продолжать инвестировать в отрасль (табл. 1).


ТАБЛИЦА 1

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ИНДУСТРИЮ АТС

Сектор индустрии АТС

Основное воздействие

Прочее

Глобальные продажи автомобилей

Снижение продаж в 2020 г. на 22% (с 89,4 млн до 69,6 млн шт.)

Рост продаж в будущем ниже прогнозов до пандемии

НИОКР автомобильных ОЕМ*

Сокращение инвестиций на НИОКР по АТС в 2020–2023 гг. и далее

BEV** имеют более высокий приоритет, чем АТС

Изготовители комплектного оборудования

Сокращение инвестиций в НИОКР по АТС в 2020–2023 г. и далее

Меньшая гибкость, чем у автопроизводителей

Инвестиции венчурного капитала в АТС

Снижение количества компаний

Мелкие компании не выдерживают, крупные в порядке

НИОКР высокотехнологичных АТС

Многие инвесторы продолжат вкладывать значительные средства

Продолжение НИОКР в рецессии – распространенное явление

Дорожное тестирование АТС

Остановлено во время пиковой пандемии COVID-19

Возвращение замедлено из-за человеческого фактора и вопросов вакцинирования

Виртуальное тестирование АТС

Быстро растет; COVID-19 послужил импульсом

Более содержательно, чем дорожные испытания

* Изготовители комплектного оборудования.

** Электромобили на аккумуляторных источниках питания.


В настоящее время НИОКР в рассматриваемой сфере в значительной части случаев можно классифицировать как направленные на создание опытных образцов АТС. Перед предстоящим развертыванием эти АТС должны пройти через обширные программы по усовершенствованию аппаратного и программного обеспечения, а также подвергнуться исчерпывающему тестированию. Все это призвано обеспечить готовность к серийному производству и безопасному использованию.

Из-за воздействия пандемии COVID-19 испытания и обкатка роботакси, вероятно, задержатся на 6–9 месяцев. Ограниченное развертывание роботакси в городах без страхующих водителей ожидается начиная с 2024 г. Вероятно, будут проводиться крупномасштабные ранние испытания в полевых условиях, причем некоторые компании могут рекламировать это как развертывание. Совместных поездок с незнакомыми людьми не ожидается до тех пор, пока не будут созданы запасы вакцины от COVID-19 для большинства населения региона.

АТС, доставляющие во время пандемии различные товары (в том числе медицинские), оказали положительное влияние на ситуацию в нескольких странах. Воздействие было незначительным, так как доступно всего несколько опытных образцов (см. рисунок), однако следствием его может стать то, что подобные АТС получат бóльшие инвестиции, чем до пандемии. Грузовые АТС также, очевидно, будут развернуты раньше, чем роботакси.

Существуют два вида АТС для перевозки грузов – тротуарные АТС и АТС для движения по дорогам. Поскольку оба перевозят только грузы, это несколько упрощает требования к безопасности. Тротуарные АТС движутся со скоростью пешехода или медленнее, доставляя продукты потребителям в условиях закрытия ресторанов. Сейчас они активно тестируются. АТС для грузовых перевозок, использующие общедоступные дороги, могут представлять собой обычные автомобили, но, вероятно, по-настоящему успешными окажутся версии, уменьшенные до половины величины стандартного автомобиля. Оба типа АТС для перевозки грузов могут быть готовы к развертыванию в 2023 г.

Большие автономные грузовики, осуществляющие перевозки между узловыми центрами (транспортные узлы, склады и т. п.), активно тестируются и обкатываются – в основном в КНР и США. Пандемия создала большой спрос на услуги грузоперевозок, что, как ожидается, поможет профинансировать дальнейшие инвестиции в автономные грузоперевозки. Еще один вариант – грузовые АТС для закрытых территорий (заводы, различные зоны с ограниченным доступом) и фиксированных маршрутов. Обе эти категории грузовых АТС могут начать развертываться с 2024 г.

АТС с фиксированным маршрутом хорошо справлялись с перевозками небольших групп пассажиров и до COVID-19. Были проведены сотни опытов, но из-за пандемии такие совместные поездки были прекращены и не возобновятся до изобретения и производства в достаточных объемах вакцин против COVID-19. Некоторые пассажирские АТС с фиксированным маршрутом использовались в период пандемии для перевозки товаров, но нынешние версии, вероятно, слишком дороги, чтобы конкурировать в этом сегменте рынка со специализированными АТС.


ТАБЛИЦА 2

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ И РЫНОК АТС

Сегмент

Последствия в ближайшие 1–3 года

Последствия в ближайшие 3–10 лет

Роботакси

Задержки тестирования и опытной эксплуатации на 6–9 месяцев

Задержки, ограниченное использование в городах до 2024 г. и далее

Роботакси совместного пользования

Совместное пользование под запретом до появления вакцины

Задержки, ограниченное использование в городах до 2025 г. и далее

АТС для перевозки грузов по дорогам

Стимулирование инвестиций

Улучшение перспектив, развертывание с 2023 г. и далее

Тротуарные АТС

Стимулирование инвестиций

Улучшение перспектив, развертывание с 2023 г. и далее

АТС для грузовых перевозок между узловыми центрами

Лидеры в повышении спроса

Хорошие перспективы, развертывание с 2024 г. и далее

Прочие грузовые АТС

Тестирование на закрытых территориях, задержки на 3–6 месяцев

Развертывание на закрытых территориях и фиксированных маршрутах – 2024 г. и далее

АТС с фикси-рованным маршрутом

Совместное пользование под запретом до появления вакцины, использование только для перевозки товаров

Задержки; ограниченное использование в городах до 2024 г. и далее

Персональные АТС 4-го уровня

В настоящее время недоступны

Ограниченное использование в городах в качестве роботакси через пять и более лет

Персональные АТС 5-го уровня

В настоящее время недоступны

Скорее всего, будут недоступны

Стартапы по разработке ПО

Уменьшение венчурного финансирования приведет к консолидации

Слияния и поглощения, выживут сильнейшие

Стартапы по разработке лидаров

Уменьшение венчурного финансирования приведет к консолидации

Слияния и поглощения, выживут сильнейшие


Персональные АТС 4-го уровня – перспектива отдаленного будущего, относительно их будущей эволюции имеется много неясностей. В лучшем случае персональные L4 АТС смогут использовать платформы программного вождения, разработанные для роботакси, и будут служить в аналогичной области для личного использования – по всей вероятности, примерно через пять лет после развертывания роботакси в том или ином городе. Перспективы появления АТС 5-го уровня намного туманнее – это произойдет явно не в течение ближайших 10 лет.



Источник: EE Times

Тротуарные АТС фирмы Starship в кампусе Висконсинского университета в Мадисоне заняты доставкой еды


Многие стартапы, разрабатывающие ПО и лидары для АТС, переживают трудное время – большинство из них не получит следующий транш венчурного финансирования. Значительная их часть через несколько лет (и даже ранее) либо обанкротится, либо будет поглощена более успешными конкурентами или крупными фирмами. Ведущие стартапы, такие как Argo & Aurora, продолжат получать постоянное финансирование от венчурных капиталистов и OEM-производителей. Прореживание рядов АТС-стартапов произошло бы рано или поздно – пандемия COVID-19 просто ускорила этот процесс.


Juliussen Egil. Autonomous Vehicles in Covid Economy. EE Times magazine, June 17, 2020: https://www.eetimes.com/autonomous-vehicles-in-covid-economy/


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выпуск 24/25 (6748/6749) от 23 декабря 2021 г. г.
Выпуск 23(6747) от 25 ноября 2021 г. г.
Выпуск 18(6742) от 16 сентября 2021 г. г.
Выпуск 17(6741) от 02 сентября 2021 г. г.